Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением
экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым
теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает,
что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product,
Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает
процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в
монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития
современного маркетинга. К ним относятся: маркетинг взаимодействия,
стратегическая ориентация маркетинга, бенчмаркинг. Маркетинг взаимодействия
базируется на непрерывном общении, сотрудничестве всех субъектов маркетинговой
сети. При этом кроме известного маркетинга-микс используется перспективная
концепция маркетинга, ориентированная на эффективный процесс взаимодействия
партнеров и на непрерывный континиум предпринимательства, а не "на сделку за
раз". Стратегическая ориентация маркетинга берет свое начало в восьмидесятых
годах. Появление этой теории связано с именами М.Портера, И.Ансофа, Карлофа,
Ж-Ж. Ламбена и других. Данная концепция направлена на развитие у фирмы
конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения потребностей
потребителей. Бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он
связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства,
чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее. В настоящей
монографии приводятся теоретические и методологические основы современного
маркетинга, маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Данная публикация
является логическим завершением серии предыдущих работ авторов [2,7,8,9,10].
Особенностью исследования является рассмотрение проблем маркетинга с позиции
принятия управленческих решений. Важное место в работе отводится проблемам
проведения маркетинговых исследований, которые способствуют принятию
маркетинг-менеджерами соответствующих решений. Впервые в отечественной
литературе вводится понятие стратегически ориентированное маркетинговое
исследование. Авторы выражают рецензенту д.э.н., профессору О.А.Новикову
искреннюю благодарность за глубокое ознакомление с рукописью и предложения по
улучшению структуры монографии, д.э.н., профессору Багиеву Г.Л. за научную
редакцию, а также асс. Соловьевой Ю.Н., инж. Галимовой Д.И. за подбор и
подготовку материалов рукописи к изданию. Предложенные методология и методика
отнюдь не бесспорны, некоторые утверждения следует рассматривать как личную
точку зрения авторов, однако изложенный материал, как нам представляется,
позволит по новому взглянуть на принципы философию маркетинговых исследований в
системе разработки бизнес-решений.
|