Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Международная торговля услугами

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринго­вых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости­ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау­ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу­ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа­ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель­ности, послепро­даж­ный сервис и др. В ряде стран к услугам от­носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече­ны в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор­говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус­луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци­онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то­варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около 1,3 трлн. дол. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный обо­рот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида — транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 — на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт — одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма — с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому „товару № 1“.

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. че­ловек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испа­нии и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 7, 8).

Таблица 7 Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г.



 

СтранаЧисло прибытий иностранных туристов
 в млн. чел.в % от мирового итога
1. Франция61,510,4
2. США44,87,6
3. Испания 41,47,0
4. Италия35,56,0
5. Китай26,14,4
6. Великобритания25,84,4
7. Мексика21,73,7
8. Венгрия20,73,5
9. Польша19,43,3
10. Канада17,32,9



 

Таблица 8 Ведущие страны мира по доходам от иностранного туризма в 1996 г.



 

 Доход
Странав млрд. дол. СШАв % от мирового итога
1. США64,415,2
2. Испания28,46,7
3. Франция 28,26,7
4. Италия27,36,5
5. Великобритания20,44,8
6. Австрия15,13,6
7. Германия13,23,1
8. Гонконг111,22,7
9. Китай10,52,5
10. Швейцария9,92,3



 

1 С 1 июля 1997 г. – в составе Китая.



Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят неболь­шие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значи­тельную долю ВВП: на Багамских островах — около 60%, на Бар­бадосе — около 30%, на Бермудских островах — около 40%, на Сейшельских — около 35% и т.д. С другой стороны, основную мас­су этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми ту­ристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филип­пины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется запад­ным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначительны.

Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20–25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

Развитию международного туризма в России мешают по­литическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. – по линии организованного туризма.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом на­учно-техническими знаниями и производственным опытом (торгов­ля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями — лицензионная торговля, предметом которой явля­ются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия — это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой мар­ки, необходимых для производства коммерческой и иной продук­ции в течение определенного срока за обусловленное вознаграж­дение.

Мировая торговля лицензиями как самостоятель­ный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключитель­ное право на использование принадлежащих ему новых техничес­ких решений, изобретений и товаров.

Чаще всего, однако, использование патента невозможно без знания „секретов производства“, имеющих промышленную и ком­мерческую ценность, но не защищенных международным и нацио­нальным патентным законодательством. Это и есть ноу-хау (тер­мин происходит от английского выражения „знаю, как сделать“). „Секретами производства“, охватываемыми понятием ноу-хау, мо­гут быть технологические режимы, способы, методы и опыт из­готовления продукции, особенности конструирования, без знания которых воспроизводство новой техники и технологии по образ­цам, патентным описаниям и опубликованной информации в 90% случаев невозможно. Иногда в качестве ноу-хау фигурируют управленческие, коммерческие, организационные решения и сведе­ния, необходимые для эффективного производства и сбыта продукции. Один из главных признаков ноу-хау — конфиденциаль­ность, секретность этого вида информации. Лицензии на исполь­зование ноу-хау без патентов на изобретение называются бес­патентными лицензиями. В большинстве случаев, однако, лицен­зионные соглашения включают не только продажу права на ис­пользование патента, но и передачу необходимых для его освое­ния ноу-хау (так, почти 98% фирм США, торгующих лицензиями, продают одновременно с ними и ноу-хау).

Сроки действия лицензионных соглашений, принятые в между­народной практике, варьируют (в зависимости от вида и объек­та лицензии) от трех до десяти лет.

За предоставление права на использование предмета лицен­зионного соглашения покупатель (лицензиат) выплачивает про­давцу (лицензиару) лицензионное вознаграждение. Наиболее часто встречается такая форма вознаграждения, как роялти — периодические отчисления, определяемые как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаемые в расчете на единицу производимого това­ра.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий[1], теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом технологий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.

В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно ве­лика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).

Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транс­портное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концен­трации капитала в области инженерной деятельности.

Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги, обособ­ленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сель­скохозяйственных и других объектов.

Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой произ­водственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.

Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специа­лизированными инженерно-консультационными (инжиниринго­вы­ми) фирмами, а также международными и транснациональными промыш­ленными и строительными компаниями.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и гене­ральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контрак­ты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях „под ключ“.

В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали высту­пать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах — нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок — африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжинирин­говых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других ка­питалистических стран: на Ближнем Востоке — Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии — Великобритании и Японии; в Африке — Франции и Великобритании; в Латинской Америке — Ка­нады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжини­ринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Ко­рея, Индии и ряда других развивающихся стран.

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отме­тим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны „большой семерки“ приходится почти половина мирового оборота услуг (табл. 9, 10).

Таблица 9 Крупнейшие экспортеры услуг среди государств мира в 1998 г.



 

СтранаЭкспорт
 в млрд. дол. в % от мирового
1. США23418,1
2. Великобритания1007,7
3. Франция796,1
4. Германия 765,9
5. Италия705,4
6. Япония614,7
7. Нидерланды483,7
8. Испания483,7
9. Бельгия-Люксембург352,7
10. Гонконг, Китай342,6
11. Австрия312,4
12. Канада292,2
13. Швейцария262,0
14. Республика Корея241,8
15. Китай231,8
16. Турция221,7
17. Сингапур181,4
18. Швеция171,4
19. Тайвань171,3
20. Австралия161,2



 

Таблица 10 Крупнейшие импортеры услуг среди государств мира в 1998 г.



 

СтранаИмпорт
 в млрд. дол. в % от мирового
1. США16212,5
2. Германия1229,4
3. Япония1108,5
4. Великобритания 765,9
5. Италия695,4
6. Франция634,9
7. Нидерланды453,5
8. Канада352,7
9. Бельгия-Люксембург342,6
10. Австрия292,2
11. Китай292,2
12. Испания272,1
13. Тайвань231,8
14. Республика Корея231,8
15. Гонконг, Китай231,8
16. Швеция211,6
17. Бразилия191,5
18. Ирландия181,4
19. Сингапур181,4
20. Россия181,4



Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в  мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристических, Сингапур — финан­совых и др.

Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг не­велика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 1998 г. по импорту услуг находилась на 20-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.

[1] За период с 1950 по 1978 г. Япония приобрела (главным образом в США и Западной Европе) около 26 тыс. иностранных лицензий и патентов на общую сумму около 7 млрд. дол. Общий же выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только с 1950–1951 по 1968–1969 финансовых г. составил 70 млрд. дол.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно