Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


ВОПРОС 77. Сущность и функции управления. Принципы управления экономическими системами.
 
В современных условиях, объективно связанных с рыночными отношениями, возросла роль и значимость региональной экономики и управления. Большинство проблем, возникающих в процессе реформирования, взаимосвязаны с воздействием различных региональных факторов и условий.

Региональная экономика представляет собой по определению Э. Куклин-ски, во-первых, «способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики», во-вторых, «отрасль науки, которая изучает территориальные аспекты экономических отношений» [71].

По определению Н.Н. Некрасова, «региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе» [42].

Считается, что региональная экономика как отрасль знания является важнейшей составной частью регионоведения - комплексной, интегральной социально-экономической науки, которая изучает закономерности процессов формирования и функционирования социально-экономической системы региона, учитывая различные факторы.
М.В. Степанов [52] отмечает, что «предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития». Таким образом следует, что главной составной частью региональной экономики является рациональное размещение производительных сил. При этом особое значение приобретает глубокий анализ многих экономических факторов таких, как динамика производительности труда, региональное распределение национального дохода, структура и эффективность основных фондов, территориальная дифференциация цен и тарифов и т. д.

Региональная экономика может изучать не только регионы одной страны, но и вопросы размещения производительных сил и региональной политики в зарубежных странах.

В. И. Бутов и ряд авторов [10] считают, что «региональная экономика как область научных знаний занимается исследованием закономерностей, принципов, элементов производительных сил и социальной инфраструктурой в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, а также территориальной организации хозяйства».
Основное назначение региональной экономики состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов государства и регионов в целях поддержания устойчивости федеральных отношений, стабилизации экономики, нормализации системы жизнеобеспечения населения.

Региональное управление как вид специального управления представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. Учитывая современные условия, региональное управление - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Основные изменения, связанные с переходом от планово-директивной системы управления к региональному управлению, состоят в следующем:

-  ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
-  формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы как внутри - так и внерегиональных потребителей, организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
- формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
-  переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления
системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
- конечный результат регионального управления оценивается в зависимости от степени соответствия уровней экономического развития региона и жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).
Основными задачами регионального управления являются:
-  обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
-  экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
-  оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
-  формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры.

Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, рассмотренных ранее, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации и т. д.).
2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
4.  Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.).
Исходя из приведенной классификации объектов, можно сделать вывод о том, что к объектам регионального управления следует отнести все хозяйственные единицы региона. Но в то же время нужно отметить, что непосредственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

1.3. Принципы и методы региональной экономики и управления

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами рыночной экономики. В литературе отмечается, что новая система управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представленные на рис. 1.2.

za.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от центральных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.
Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обеспечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального управления, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на организационно - распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции.
Некоторые ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам воздействия на хозяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории.
Под региональным развитием понимается прогрессивное изменение социально-экономической структуры региона, которое обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение производственных
потребностей территории. При данном подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и показателях его оценки.

Экономические методы предполагают использование денежно-стоимостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организационными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным платежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и средних предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение социальных нужд.

Необходимо устранение диспропорций в снабжении материально-техническими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с государственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание рыночного регулирования на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.
Следует отметить, что методы регионального управления также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Современные ученые придерживаются традиционной точки зрения относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н. Панкрухин [14] считают, что под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. При этом в практике регионального управления используется два вида методов: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -по всем другим объектам.

1.4. Функции регионального управления

   Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.

В современных условиях происходит трансформация функции планирования в форме перехода от директивного планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное планирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, его основной метод воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Это планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, которые характеризуют динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.
Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и прогнозным инструментом.
Традиционная функция управления - организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям, которые выражаются в сокращении и оптимизации размеров хозяйствующих субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления. Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хозяйства. Сущность сетевой организации заключается в осуществлении комплексных сделок на основе подписания контрактов с промышленными компаниями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.

А. И. Гаврилов [12] предлагает функции регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на все процессы в регионе, дифференцировать по назначению и содержанию. Эта дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики.
При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих функций в региональном управлении различна и определяется их генезисом.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона обоснования основных направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования особое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п.
Методы непосредственного воздействия регионального управления правомерны по отношению к объектам региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Основная сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Например, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Но в то же время она может заключить договор с этим предприятием, в соответствии с которым последнее обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст предприятию определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (в части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т. п.).


 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...