Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Склизкова Е.В. О культурологических особенностях геральдики >

   

     Символизм присущ человеческому мышлению в целом. И в современной социально-политической реальности эмблематика служит интенсивным средством культурной идентификации. Геральдика является наиболее отрегулированной системой знаков.

С самого начала жизни в организованном сообществе человек стал пользоваться множеством разнообразных символов в целях идентификации — как на индивидуальном уровне (чтобы дать информацию о себе, своем ранге или статусе), так и на уровне группы (чтобы выделить какими-либо знаками свою семью, племя и, позднее, свой народ). Подобными отличительными знаками являются символы на гербах. Стремление к означиванию связано с таким культурологическим свойством, как адамизм (не только выделить, но и дать себе имя).

Любая эмблема — всегда зашифрованный текст, герб как носитель информации, открытой для посвященных, фактически представляет собой новое, второе имя. Язык знаков имеет свои законы и структуру. С его помощью хранится и передается информация во времени и пространстве.

Другие разделы эмблематики во многом сходны с геральдикой Например, различные тотемные системы, где растения или животные служат в качестве эмблемы рода, клана, и подчас близки к геральдической композиции. Зачатки гербов существовали еще в древнем мире. Это были знаки собственности, эмблемы, постоянно изображавшиеся на монетах, печатях.

Главное отличие герба от обычной эмблемы - это его наследственность. К тому же составление герба строилось по жестким правилам. Герольды не только составляли герб, но и юридически фиксировали его. Подобная система знаков (мои) существовала только в Японии. Мои имеет много параллелей с геральдикой в употреблении (он использовался как знак отличия самых благородных семейств на одежде слуг и др.). Если требовалась идентификация с большого расстояния, он помещался на знаменах. В Россию геральдика была привнесена с Запада в конце XVII - начале XVIII веков.

В 1150-1500 г. использование геральдики было чисто утилитарным: на оружии во время войн и на печатях в мирное время. В дальнейшем она приобрела художественную ценность.

Геральдика является иллюстрацией многих событий в истории и литературе. Гербы на зданиях, в рукописях, на картинах и т.д. представляют большую ценность в качестве определяющего признака при идентификации. Геральдика связывает одного человека с другим, раскрывает возникновение различных институтов. Использование геральдики вместе с генеалогией проясняет многие довольно запутанные вопросы. Это - коммуникационный и социокультурный феномен. Герб был опознавательным знаком, без которого рыцарь, закованный в сплошную броню, не мог быть опознан. Существует множество гласных (говорящих) гербов, например: изображение копья в гербе Шекспира (spear -копье). Использование похожих гербов порой приводило к печальным последствиям, например, во время войны Алой и Белой розы произошла ошибка, в результате которой граф Варвик напал на своих союзников.

Геральдика со временем становится образным языком эпохи, который в той или иной степени понимают все. Это культурное образование наложило отпечаток на весь быт средних веков. Печати играли заметную роль в геральдической практике. Их использование было подобным и в государствах Шумера (удостоверение подлинности документа). С 1136 г. на печатях появляются геральдические девизы. Печати гибко вмещали геральдическую информацию. Первые печати геральдического характера появились в XI веке. На них встречается или отдельное изображение гербового щита, или его использование в какой-либо композиции. Начиная с XII века печать нередко принимала форму самого щита. Сначала печати использовались лишь владетельными особами и представителями наиболее знатных фамилий. Употребление они получили со времен распространения наследственности гербов.

Геральдика активно повлияла на нумизматику. Многие феодалы имели право чеканить свою монету, на которой нередко помещались родовые гербы. Затем эти гербы становились гербами провинций и городов. Свои эмблемы имели и аббатства, ремесленные цехи. Купеческое сословие во Франции и богатые горожане также имели подобие гербов. В архитектуре они стали довольно обычным украшением зданий. Особенно это было развито в Германии, где дома различались по этим домовым знакам (маркам). Как правило, это были буквы или незамысловатые символы. Геральдические украшения помещались над входами, на расписных стеклах, на ставнях, карнизах и т.п., а также предметах домашнего обихода и книгах. Так как геральдика, в том числе, была явлением моды, она отразилась и на костюмах. Литература средних веков также неизбежно связана с геральдикой. И это не только специализированные произведения, это романы и поэзия. В них постоянно присутствует хотя бы упоминание гербов. Практически для всех ремесленников было необходимо знакомство с геральдической наукой. Для современных исследователей она является одним из главнейших источников исследования культуры Средневековья, а ее пограничный с историей, генеалогией, сфрагистикой и нумизматикой характер позволяет выстраивать различные концепции.

Геральдика - это, таким образом, искусство и наука, относящаяся к вспомогательным историческим дисциплинам, изучающаяся герб как специфический источник. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Герб был не просто знаком достоинства, но настоящей визитной карточкой его владельца. Это были отличительные знаки лиц, фамилий, корпораций, городов, графств, стран, затем университетов и школ. Гербы - индикаторы состояния общества, реальных событий в культуре.

Геральдика играет важную роль в определении происхождения памятников, снабженных гербом, в их атрибуции, помогает в установлении их подлинности, принадлежности, авторства и т.д., способствует выяснению экономических и культурных связей. Изучение гербовых эмблем в качестве символов определенной эпохи включает гербы в круг источников, освещающих различные стороны жизни общества.

Геральдика - результат иерархизации общества. Она связана со многими научными дисциплинами, так как отражает движение культуры и всех ее составных частей. Геральдика пронизывает все пласты Средневековья, поэтому вряд ли ее можно считать просто прикладной исторической дисциплиной. Культурологический характер уже отмеченных свойств геральдики свидетельствует о наличии в ее структурах громадной культурной работы, ждущей своей расшифровки.

Литература

1. Арсеньев Ю.В. "Геральдика". - Ковров, 1997.
2. Brault G.S. "Early blazon. Heraldic terminology in the 12-13 centuries". Oxford, 1972.
3. Dictionary of Heraldry. London, 1977.
4. Fox - Davies A. "The art of heraldry. Encyclopedia of armory". N.York -London, 1968.


Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...