Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Б

Б

БАБУВИЗМ — революционное движение во Франции 18 в. за “Республику равных” — единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну. Движение наз. по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика — Гракха Бабёфа (1760—97). Б. означал разрыв сложившегося в период революции конца 18 в. союза эксплуатируемых, плебеев с буржуазией. Он явился политическим и идейным отражением начала процесса выделения предпролетариата из общей плебейской массы, участвовавшей во фр. революции. Бабувисты — идейные наследники фр. материализма 18 в., идей Мелье о народной революции, “рационалистического” коммунизма Морелли, организационного и идейного опыта наиболее левых течений фр. революции. Они впервые пытались превратить социализм из теории в практику революционного движения; выдвинули идею о необходимости сохранения диктатуры трудящихся после победоносной революции; высказали положение, что история есть борьба между богатыми и бедными, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными. Идейное и организационное наследие Бабёфа и его соратников было важной вехой на пути развития социализма из утопии в науку.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛАодна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Рик-кертом в ун-тах земли Баден — в Гей-дельберге и Фрейбурге. Осн. идея Б.ш.— противопоставление метода истории методу естествознания; история — якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в др. науках понятия — не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с т. наз. теорией ценностей, исходным пунктом к-рой явилось одно из значений “вещи в себе” у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстер-бергом (1863—1916), Э.Ласком (1875— 1915), в применениях к эстетике— И. Коном (1869—1947) и Б. Христиан-сеном, а в применении к социологии — Вебером. В немарксистской социологии 60-х гг. 20 в. идеи Б. ш. развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ — В. Таймер и Г. Риттер.

БАЗИС И НАДСТРОЙКАкатегории исторического материализма, выработанные для характеристики осн. структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Они позволяют дать анализ этих структур под углом зрения материалистического решения основного вопроса философии применительно к об-ву. В противовес различного рода концепциям технологического детерминизма, пытающимся непосредственно вывести характеристики об-ва из используемой им техники и технологии, марксизм доказывает, что основой господствующих в об-ве идей, учреждений и организаций является экономический" В., т. е. присущая об-ву совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Ленин характеризовал Б. как “экономический скелет” общественной формации. Н.— это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него. В Н. входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философ-ско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, к-рые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей, наз. идеологическими, ибо, определяясь Б., они складываются в соответствии с указанными формами идеологического сознания, выступая как политические, правовые, нравственные и т. д. общественные отношения; в) совокупность учреждений и организаций — политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д. Б. и н.— понятия соотносительные. Б. определяет качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие социальной и духовной жизни каждой формации. Взятые вне связи с понятием формации, они становятся мертвыми, как органы, отделенные от организма. Б. и н.— явления, обязательные для всех формаций и специфичные для каждой из них. Живя в об-ве и подчиняясь требованиям объективных законов, люди вынуждены вступать в материальные отношения, образующие Б. всей их общественной жизни. При переходе от одной формации к другой Б. новой формации зарождается в недрах старой в виде экономического уклада. Поскольку люди действуют как сознательные существа, т. е. объективные законы, потребности, интересы так или иначе отражаются в их сознании, побуждая их к деятельности, на основе материальных отношений с необходимостью возникают определенная идеология и соответствующие ей отношения, учреждения и организации, к-рые образуют Н. данной формации и служат защите и укреплению ее Б. С возникновением классового об-ва осн. учреждением Н, становится государство, обеспечивающее классу, господствующему в экономике, господство во всей системе Н. В ходе развития данной формации и обострения ее противоречий создаются новые идеи, учреждения и организации классами, заинтересованными в ее ликвидации. Эти надстроечные элементы не входят в господствующую Н., к-рая стремится их подавить или по крайней мере ограничить сферу их влияния. В антагонистических формациях Н. со всеми ее идеями, идеологическими отношениями, учреждениями и организациями есть продукт, результат и орудие классовой борьбы. На основе преемственности в материальной жизни об-ва возникает преемственность и в надстроечной сфере. Завоевания классово-антагонистических формаций становятся моментами общечеловеческого прогресса. Классовый подход не отрицает общечеловеческого, а является формой его проявления. Надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает им возможность активно воздействовать на все стороны общественной жизни, в том числе и на Б. Революционный переход от одной формации к др. связан прежде всего с заменой одного Б. др., в соответствии с чем более иди менее быстро происходит переворот во всей Н. Определенную эволюцию Б. и н. претерпевают и в рамках одной формации, напр. в ходе развития социалистического об-ва, как и в процессе приспособления капитализма к совр. ситуации в мире. Н. хотя и обусловливается Б., но непосредственно выступает как продукт целенаправленной деятельности людей. Поэтому даже в рамках одной общественно-экономической формации она обладает огромной вариативностью и различной степенью активности. Так, совр. Н. зап. государств демонстрируют все новые возможности поддержания устойчивости капиталистического Б., а при социализме смогла сложиться противоречащая природе его Б. Н. в виде командно-бюрократической системы. Революционная перестройка, осуществляемая в нашей стране, призвана прежде всего преобразовывать сферу Н., чтобы сделать ее способной служить прогрессивному развитию социалистического об-ва и его Б.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76) — рус. революционер, идеолог анархизма и народничества. В 1836—40 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего.в консервативном духе (“Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика”, 1838). Статья Б. “0 философии” (1840) — одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи “Логики” и “Феноменологии духа” Гегеля. С 1840— в эмиграции, примыкал к младогегельянцам (“Реакция в Германии”,1842), испытал влияние идей Фейербаха, что позднее сказалось на разработке Б. идей “антитеологизма”. Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении; с 1857 — в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с Марксом в I Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Один из виднейших теоретиков рус. народнического движения 70-х гг. Анархистская теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. (“Государственность и анархия”, 1873, и др.). История, по Выдвижение человечества из “царства животности” в “царство свободы”. Гл. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия - “коллективное сумасшествие”, уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — “род небесного кабака”, в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к “царству свободы”, необходимо прежде всего “взорвать” государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его месте должна появиться “свободная федерация” земледельческих и фабрично-ре-месленных ассоциаций. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции (отсюда его расхождение с идеями Герцена и Лаврова), бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг. в России, но и в др. странах (в Италии, Испании и др.). Анализ полемики Б. с концепциями “государственного социализма” представляет сегодня определенный интерес при осмыслении идеологии и практики сталинизма, разработке концепции социалистического самоуправления народа.

БАТУРИН Пафдутий Сергеевич (ок. 1740—1-803) — рус. просветитель, автор антимасонского трактата “Исследование книги о заблуждениях и истине” (1790); направленного против изданного в России соч. фр. мистика Л. де Сен-Мартена “О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания” (1775). Эту антипросветнтельскую книгу он охарактеризовал как “отменное сумасбродство”, “соборише химер безобразных”. Привлекая многочисленные данные естественных наук, Б. разоблачал “мнимые таинства”, в т. ч. мистику чисел и геометрических фигур, духовиденне и оккультизм, критиковал каббалистику, зороастризм, мистику Саеденборга, противопоставляя этим и др.“мрачным писаниям” взгляды Бейля и Лота, Ломоносова и Ф. Бэкона. Резко осуждал реакционные социальные идеи Сен-Мар-тена, восхваление войны как “естественного состояния” человечества, убедительно показывая пагубность войн, особенно захватнических. Решительно отвергая домыслы о прогрессирующей деградации человеческого рода, Б. указывал на развитие гражданских законов, наук, распространение просвещения как на важные источники совершенствования человека и человечества.

БАУМГАРТЕН Александр Готтлиб (1714—62)—нем. философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд “Эстетика” (Т. 1, 1750; Т. 2, 1758). Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие “эстетика” соответствовало потребностям развития эстетической мысли и способствовало становлению эстетики как самостоятельной философской дисциплины.

БАШЛЯР Гастон (1884—1962) —фр. философ. В условиях кризиса неопозитивизма и логического формализма Б. попытался создать философию, соответствующую “новому научному духу”, духу неклассической науки, введя в нее своеобразно интерпретируемые элементы диалектики. Он именовал свое учение то “прикладным рационализмом”, то “диалектическим рационализмом” и даже “техническим рационализмом”. Работы Б. содержат нек-рые плодотворные идеи для анализа совр. науки и ее роли в об-ве. Вместе с тем смешение материализма и идеализма, понимание науки как некой совокупности конструкций, создаваемых познающим разумом, сближают его с концепциями Поппера, Куна и новейшим критическим рационализмом. Соч.: “Новый научный дух” (1934), “Рациональный материализм” (1953), “Прикладной рационализм” (1962) и др.

БЕБЕЛЬ Август (1840—1913)— один из основателей нем. с.-д. партии, видный пропагандист и теоретик марксизма. Центр теоретических интересов Б.— исторический материализм. Особую ценность представляют исследования Б. по женскому вопросу. В работе “Женщина и социализм” (1879) он показал, что положение женщины зависит в конечном счете от общественных отношений. Появление частной собственности — начало “принижения женщины и даже презрения к ней”. Поэтому ее раскрепощение — часть проблемы ликвидации эксплуатации и социального гнета. Б. вел неустанную борьбу с буржуазной идеологией, разоблачал мальтузианство, пал глубокую критику идеализма и религии. Большое значение имели выступления Б. против национализма и шовинизма, в защиту пролетарского интернационализма. Хотя у Б. были нек-рые ошибочные положения и тактические ошибки, его теоретическая и практическая деятельность имела огромное значение в борьбе рабочего класса за ликвидацию социального угнетения.

БЕЗОБРАЗНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления действительности, сущность к-рых противоположна прекрасному. В Б. находит выражение отрицательное отношение человека к этим явлениям. В противоположность прекрасному, Б. в общественных отношениях проявляется, напр.. во враждебности социальных условий свободному проявлению и расцвету жизненных сил человека, в ограниченном, уродливо-одностороннем развитии их, распаде эстетического идеала. В Б. человеческая сущность противоречит самой себе, выступает в искаженном, бесчеловечном виде. В буржуазном мире Б. часто господствует над прекрасным, что находит свое отражение в преобладании отрицательных типов над положительными в искусстве критического реализма, к-рое в образах отрицательных персонажей и характеров подвергает критике и разоблачению бесчеловечные стороны жизни, разрушающие красоту человека. В искусстве изображение Б. есть своеобразная форма утверждения идеала прекрасного. Задача воспитания личности в духе гуманизма неразрывно связана с борьбой против явлений Б.. к-рые выступают в виде пережитков прошлого.


 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...