Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Я

Я

Я (в философии)—духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным “я” обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя “я” в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого “я”. Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, “я” обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования “я”, свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила “я” от живого общественного человека и превратила в ^трансцендентальный субъект”. Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое “я” субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое “не-я”. Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную •сущность человеческого “я” как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней “я”. Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщеп-ленность личности в условиях капитализма, биологизацню побуждений как погруженность “я” в “оно” (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему “сверх-я”. В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего “я”. Поэтому в основе преодоления ложных концепций “я” лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого “я” становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не “своецентричным”, а творчески-открытым.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-к.— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-к.— предпосылка и следствие .социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) я др. Становление Я-к., будучи в ковочном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе к-ро-го субъект осмотрится, как в зеркало, в другого человека” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 62) и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-к.. и прежде всего самосознания,— одно из важных условий воспитания.

ЯЗЫК — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (06-щечие) функции в процессе человеческой деятельности. Я. может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным Я- понимается Я- повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный Я. создается людьми для к.-л. узких потребностей (Я- математической символики, Я. физических теорий, различные системы сигнализации и т. д.). Я.— явление социальное. Он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной — средством координации деятельности людей и каждого человека. По своей физиологической основе Я. выступает в функции второй сигнальной системы (Павлов). Являясь формой существования и выражения мышления, Я. в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности. Я. является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря Я. возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие Я. является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. “Всякое слово (речь) уже обобщает” (Ленин). Однако Я. и мышление не тождественны. Раз возникнув, Я. является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. К тому же Я. представляет собой определенную систему, “струк-туру”, со своей внутренней организацией, вне к-рой нельзя понять природу и значение языкового знака. В последние десятилетня в связи с возрастанием роли теоретических исследований повысился интерес к изучению закономерностей искусственных, формализованных языков, их логического синтаксиса и логической семантики. В связи с этим Я. становится объектом исследования не только лингвистики, но и логики и семиотики. Абсолютизируя роль и значение этих исследований, совр. неопозитивизм неправильно пытается свести всю проблематику философских исследований к логическому анализу Я.

ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743— 1819) — нем. философ-идеалист, друг Гёте и X. Внланда. Выступил с критикой рационализма и обоснованием т. наз. “философии чувства и веры”. Философия Я. представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание, к-рое он отождествляет с верой, и опосредствованное знание. Для Я. единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Реальность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с т. зр. Я., нельзя понять с позиций рационализма. Отсюда философ делал вывод о связи рассудоч-иой философии с атеизмом. Нек-рые элементы философии Я. нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме.

ЯНСЕНИЗМ — религиозно-политическое течение, распространенное в Нидерландах и Франции в 17—18 вв. Осн. идейные положения Я. были сформулированы богословом К. Янсением (1585— 1638), развивавшим учение Августина. Я.— разновидность католицизма — во мм. своих положениях тяготел к протестантизму (признание спасения благодатью, предопределения, отрицание свободы воли). По своей социальной сути он являлся идеологией тех слоев, к-рые были недовольны засильем католической церкви, освящавшей феодально-абсолютистские порядки. Общины ян-сеннстов развивали религиозную и педагогическую деятельность, создавали начальные школы со сравнительно широкой программой обучения, применением принципов сознательного усвоения материала, наглядности и т. п. Я. неоднократно осуждался римским папой. Во Франции он потерял свое значение к середине 18 в. в связи с развитием революционной буржуазной идеологии. В Нидерландах Я. превратился в самостоятельную церковь.

ЯН ЧЖУ (ок. 395—335 до н. э.) — древнекнт. философ. В своем учении выступал с позиций наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению, все события и явления природы и об-ва подчинены действию принципа естественной необходимости, к-рый он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Я. Ч. заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной необходимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний, призывая пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Однако гедонизм и эвдемонизм Я. Ч. не получили крайнего выражения. Его индивидуализм явился реакцией на этическую н социальную градацию людей в конфуцианстве.

ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Формирование первых философских учений в Японии относится к эпохе феодализма. Я. ф. развивалась под влиянием древне-кит. натурфилософских представлений, этико-политического учения конфуцианства, буддизма, а затем и неоконфуцианства. Основоположниками неоконфуцианского идеализма в Японии были Фудзиавара Сэйка (1561—1619) и Хая-си Радзан (1583—1657). Их школа (“Сюси гакуха”) пропагандировала учение кит. философа Чжу Си. Япон. неоконфуцианцы учили, что во вселенной господствует "великий предел” (“тайкёку”), или "беспредьльное” (“му-кёку”) — универсальная сверхъестественная сила, лишенная качеств и форм, недоступная человеческому восприятию; мистический абсолют “тайкёку” составляет основу идеального начала “ри” (ли), связанного с материальным началом “кн” (ци) и способного творить физическую природу вещей и человека. Неоконфуцианцы обосновывали догмы классического конфуцианства об извечных отношениях подчинения (сына — отцу, подданного — императору, жены — мужу и т. п.). В этот период действовали и школы классического конфуцианства во главе с Ямага Со-ко (1622—85) и Буцу (Огню) Сорай (1666—1728) и сторонников субъективного идеализма кит. философа Ван Щоужэня (Ван Яимина) — “Оёмэйга-куха” во главе с Накаэ Тодзю (1608— 48). В центральных городах с критикой официальной идеологии выступили эрудированные ученые и мыслители. Исида Байган (1684—1744) был теоретиком т.наз.сингаку — “науки,основанной на доводах разума” — антифеодального буржуазного просветительства. Дадзай Сюндай (1680—1747) критиковал буддизм за “превращение деятельных мужчин и женщин в мертвецов при их жизни”, а также даоскин и неоконфуцианский идеализм. В противоположность господствовавшим в Я. ф. идеалистическим течениям, формировались материалистические взгляды Кайбара (Эки-кэн) Эккэн (1630—1714), Муро Кюсо (1658—1734), Ито Дзинсай (1627— 1705), Ямагата Сюнан (1687—1752). К эпохе феодализма (конец 17 — начало 18 в.) относится деятельность философа-материалиста и атеиста Андо Сёэки. Отвергая неоконфуцианскую идею “беспредельного” идеального начала, Андо Сёэки защищал положение о том, что истинным законом природы является “непрерывное становление”. Вселенная, по его утверждению, состоит из пяти бесконечных материальных элементов, к-рые действуют самопроизвольно. Андо Сёэки был решительным противником феодального режима, пропагандистом просветительских взглядов. Отвергая идею прирожденного неравенства людей, он считал источником социального зла частную собственность, то социальные требования мыслителя были утопическими. Поборниками материалистической мысли в Я. ф. выступали также Миура Байэн (1723—89), Ми-нагава Вакиен (1716—1804), Хирага Гэнъай (1726—79), Ямагата Банто (1761—1801), Камада Рюоо (1754— 1821). Существенным моментом, повлиявшим на развитие Я. ф. во второй половине 19 в., была незавершенная буржуазная революция 1867—68. Развитие философских идей в этот период складывалось в процессе борьбы философов “канрё гакуся” (“ученые от бюрократии”) и “минкан гакуся” (“ученые из народа”). Представители “канрё гакуся” (они считали своим призванием “развитие культуры по планам, вкусам и усилиям верхов”) — Ниси Аманэ (1826—94) и Като Хироюки (1836— 1916) — стремились соединить элементы конфуцианства с идеями западноевропейской идеалистической философии (Милля, Бентама, Копта, Спенсера и др.). Ниси первый ввел термин “тэцуга-ку”—“философия”. Видный представитель “минкан гакуся” Фукудзава Юкити (1834—1901) отвергал социал-дарвини-стские идеи Като Хироюки, проповедовал социальное равенство. Идеологом япон. монархического режима был идеалист и эклектик Иноуэ Тэтудвиро (1855—1944). Выступая против эмпиризма, он пытался синтезировать идеи конфуцианства, неоконфуцианства, синтоизма, буддизма с идеями нем. классической философии (гл. обр. Гегеля), Э. Гартмана и эмпириокритицизма. Его эклектическое учение стало философской основой идеологии “японизма”. Противником философии Иноуэ и. в принципе всякого идеализма был философ-материалист и атеист Накаэ Тёмин (1847—1901), оказавший большое влияние на развитие япон. прогрессивной научной и общественной мысли. С переходом Японии к империализму идеалистические философские школы получают все более активную поддержку: Созданные при ун-тах специальные кафедры пропагандируют идеи нем. классической философии и новейшего идеализма (феноменологии, философии жизни, прагматизма и экзистенциализма). Наибольшее распространение получила философия Нисида Китаро (1870—1945), к-рый пытался выразить идеи дзэн-буддизма в понятиях западноевропейской идеалистической философии. Танабэ Хадзимэ (1885—1962) — один из гл. представителей Киотоской школы идеализма, возглавлявшейся Ннсидой, после поражения Японии во 2-й мировой войне выступил с “философией раскаяния”, стал проповедником буддизма дзёдо. Философия Нисиды и Танабэ встретила оппозицию со стороны прогрессивных ученых, среди к-рых был историк япон. философской и научной мысли Саигуса Хирото (1892—1963). Великая Октябрьская социалистическая революция, успехи япон. рабочего движения способствовали возникновению и распространению в Японии марксистской философии, связанной с именем Сэи Катаямы (1859—1933). Активными пропагандистами ее были Тосака Дзюн (1900—45), Казаками Хадзимэ (1879—1946), Нагата Хиросн (1904— 47), Янагида Кэндзюро и др. Труды Ленина пропагандировал ученый-марксист Акидзава Сюдзи.

ЯСПЕРС Карл (1883—1969) — представитель нем. экзистенциализма. Начал свою деятельность как психиатр, и это во мн. определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях (“Всеобщая психопатология”, 1913) Я. видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Я. приходит к выводу, что любая2 рациональная картина мира может рассматриваться как нечто иносказателыюе. как “рационализация” никогда до конца не осознаваемых душевных стремлений: она является лишь “шифром бытия” и всегда нуждается в истолковании. Осн. задача философии состоит, по Я-, в том, чтобы раскрыть содержание “шифра” или по крайней мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлении человека (науки, искусства, религия • т. д.) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости (“Разум и экзистенция”, 1935). Специфика экзистенциализма Я. ярче всего проступает в его учении о пограничных ситуациях. Согласно Я., подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и др.). Именно в эти моменты происходит “крушение шифра”: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от “наличного бытия-в-ми-ре”) и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от “трансцендентального бытня-в-себе”). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования (“озарение экзистенции”) и его подлинные переживания бога (трансцендентного) (“Философия”, 1932). Учение о пограничной ситуации послужило Я. основой для защиты “культурно-психологической ценности” “холодной войны” (“Атомная бомба и будущее человека”, 1958). 

 
« Пред.





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...