Теоретические и эмпирические понятия. Исследование
структуры любой теории целесообразно начать
с анализа ее основных понятий и установления
различия и связи между теоретическими и эмпирическими понятиями.
В первом приближении эмпирические понятия
можно определить как понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а
теоретические — о ненаблюдаемых объектах. Такое различие соответствует
выделению в процессе познания чувственно-эмпирической
и рационально-теоретической ступеней исследования. Нетрудно, однако, понять, что приведенное выше
определение является предварительным, поскольку оно не учитывает развития
познания, в ходе которого ненаблюдаемые раньше объекты становятся наблюдаемыми, а, следовательно,
различие между эмпирическими и
теоретическими понятиями оказывается относительным и ограниченным рамками
времени и условиями исследования.
Абсолютизация
этого различия не учитывает взаимосвязи между рациональной
и эмпирической стадиями исследования, воздействия теоретической мысли на
наблюдения и опыт, которое обычно формулируют
в виде тезиса о «теоретической
нагруженности» опыта. Именно
игнорирование этих фактов и предположений лежит в основе позитивистского деления языка науки на обособленные
языки чистых наблюдений и язык чистой теории, которое
подверглось резкой критике со
стороны ученых, выступающих против позитивизма.
Если связывать
эмпирические понятия и соответствующие им термины с наблюдаемыми объектами и их
свойствами, а теоретические — с
ненаблюдаемыми, то относительность такого противопоставления становится все более очевидной по мере
усовершенствования экспериментальной
техники. В самом деле, хотя силу тока в цепи нельзя
наблюдать непосредственно, о ней можно судить по показаниям амперметра и
поэтому считать ее наблюдаемой величиной. С другой
стороны, наблюдения за движением стрелки амперметра основываются на
теоретических представлениях о законах электрического тока. Это свидетельствует о том, что граница между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми величинами имеет в известной мере
относительный и временный
характер и определяется опытным путем.
Отсутствие
абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими
понятиями не исключает возможности и целесообразности установления относительного различия между ними.
Однако это различие связано не столько с
наблюдением соответствующих объектов, сколько со степенью их зависимости от
теоретических представлений. Хотя
эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, но их адекватность и обоснованность
устанавливается в значительной мере независимо от теории, в которой они
применяются. Теоретические же термины, как мы видели, вводятся в научный язык для описания свойств и отношений абстрактных объектов
определенной идеализированной системы. Поскольку они являются
абстракциями от реальности, то их нельзя непосредственно соотносить с
наблюдаемыми объектами, их свойствами и отношениями. Поэтому адекватность теоретических понятий, как и истинность
теоретических утверждений, может быть
установлена только посредством их эмпирической
интерпретации. Все это показывает, что эмпирические
и теоретические понятия теснейшим образом связаны между собой.
В историческом развитии
познания они обуславливают и дополняют друг друга. Эмпирические понятия
представляют первый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более
глубокого и адекватного постижения реальности. На уровне
обыденного познания они совпадают с названиями
и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов и явлений.
Однако уже на
эмпирической стадии познания в науке вводятся понятия с более
точно определенным смыслом, чем термины обыденного
языка. Но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы, их свойства и
отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью
различных приборов и устройств,
которые, по сути дела, являются продолжением и усилением наших органов чувств. Переход от эмпирических понятий к абстрактным, теоретическим понятиям представляет собой диалектический скачок от чувственно-эмпирической
стадии исследования к рационально-теоретической. С помощью последней становится возможным отобразить чувственно не
воспринимаемые свойства и отношения предметов и процессов реального
мира, т.е. то, что обычно обозначают как
сущность. Но так как сущность непосредственно не воспринимаема, то для ее
интерпретации вводят эмпирические понятия и утверждения, посредством которых
сущность обнаруживается или является.
На этом основании сторонники эмпиризма, инструментализма,
бихевиоризма, операционализма и некоторых
других направлений в философии науки пытались свести, и даже исключить,
теоретические понятия и термины из научного языка. Эмпиристы считали возможным свести теоретические суждения к
эмпирическим путем установления правил соответствия между ними,
инструменталисты рассматривали понятия вообще как некоторые инструменты для
приспособления людей к окружающей действительности,
бихевиористы полагали, что внутренние стимулы и интенции высших животных
и человека всецело проявляются в их внешнем
поведении. Операционализм, который связан главным образом с идеями известного
американского физика П. Бриджмена,
настаивает на том, что содержание понятий эмпирических наук, в частности физики, определяется посредством
операциональных определений,
которые устанавливают совокупность операций для их измерения. Поскольку в таких целях могут быть
использованы различные операции измерения, постольку в этом случае приходится допустить существование не одного-единственного
понятия, а целого семейства
родственных понятий, что значительно усложняет теорию.
|