Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение организованной науки

 

 

На первых этапах формирования науки исследовательская дея­тельность не была еще профессией. Ею занимались любознатель­ные, образованные и обеспеченные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Такая переписка велась на латыни и служила средством для обмена результатами исследований. В ней обсужда­лись различные гипотезы и предположения, аргументы за и против, а также промежуточные и конечные результаты проведенных работ.

    Средством же трансляции знаний и обучения в обществе служила в основном книга, которая содержала полный компендиум сведений и информации по соответствующей отрасли науки.

Обмен информацией путем личной переписки исследователей мог соответствовать лишь первоначальному периоду формирования науки. С дальнейшим ее развитием, расширением научных знаний и их дифференциацией такая практика стала тормозом для улучшения и развития коммуникаций между учеными. Усиливавшаяся диффе­ренциация науки, появление новых ее отраслей, рост научной ин­формации привели к специализации научного труда. Если раньше ученый был универсалом и мог одновременно с экспериментальны­ми исследованиями заниматься теоретическим их анализом, нередко работая по нескольким отраслям знания, то в XVIII веке время уче­ных-энциклопедистов завершается.

В период с XVIII — до первой половины XIX вв. происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не только отдельных наук, но часто даже узких об­ластей таких наук. Одновременно с этим меняется сам характер коммуникации между учеными. На место личной переписки прихо­дят первые научные журналы, издаваемые часто на национальных языках, на страницах которых ученые получают возможность сооб­щать о своих новых результатах исследований, обмениваться мне­ниями и обсуждать возникшие проблемы своей науки.

С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки. Сначала для изобретения и создания технических устройств используются открытия естествознания, которые соответствующим образом при­спосабливаются к потребностям техники. Типичным примером мо­жет служить создание маятниковых часов X. Гюйгенсом на основе использования законов колебания механики.

Постепенно, однако, выясняется, что для успешного совершен­ствования технологических процессов необходимо создавать свои специфические теории. Если раньше открытия в науке использова­лись спорадически, то уже в первой половине XIX века, как отме­чал К. Маркс, «научный фактор впервые сознательно и широко раз­вивается, применяется в таких масштабах, о которых предшествую­щие эпохи не имели никакого понятия»1.

Становление технических наук на первых порах стимулирова­лось развитием естествознанием, хотя потребность в таких науках все настойчивее выдвигалась растущим индустриальным производ­ством, которое нуждалось в новых типах и видах разнообразных машин и технических устройств. В связи с этим в самих техниче­ских науках появляются самостоятельные теоретические и при­кладные дисциплины. Если такие теоретические дисциплины были направлены на создание перспективной техники и новых методов управления технологическими процессами, то основная задача при­кладных технических наук состояла в доведении вновь созданных машин и устройств до производства. В дальнейшем непосредствен­ные задачи доводки новых машин осуществляли представители бо­лее массовой профессии — инженеры.

Возникновение самостоятельных технических наук и инженер­ных дисциплин не отдалило их от естествознания и других теорети­ческих дисциплин. Напротив, эта связь еще больше усилилась и приобрела систематический и многообразный характер. Взаимо­связь и взаимодействие естествознания и техники оказывается не­обходимой и благотворной для этих двух групп наук. Технические науки опираются на объективные законы естественной природы, чтобы создавать искусственную природу для овладения веществами и силами природы.

Одновременно со становлением технического знания происхо­дило формирование социально-экономических наук. Развитие про­изводства и усиление товарно-денежных отношений в странах За­падной Европы способствовало поискам тех факторов хозяйства, от которых зависит богатство нации. Еще до возникновения классиче­ской политической экономии в период господства торгового капи­тала сторонники меркантилизма доказывали, что важнейшим фак­тором, способствующим увеличению богатства нации, является тор­говля, благодаря которой происходит накопление денег в виде драгоценных металлов. Для этого необходимо, по их мнению, уси­ливать экспорт и уменьшать импорт.

В отличие от них физиократы утверждали, что источником бо­гатства служит не торговля, а земледельческий труд. Эту мысль об­разно выразил один из предшественников классической политиче­ской экономии У. Петти: «Труд есть отец богатства, а земля мать его». Идеи и принципы меркантилистов и физиократов составляют донаучный этап становления экономической теории и отражают неразвитость рыночных отношений эпохи первоначального накоп­ления капитала.

Впервые по-научному рыночные отношения индустриального капитализма стали изучаться в рамках классической политической экономии. В своем фундаментальном труде «О происхождении и причинах богатства народов» (1776) основоположник этой теории Адам Смит доказывал, что подлинным источником богатства во всех сферах хозяйства является труд, а экономическая деятельность должна регулироваться законами рынка. Индивидуалистический подход к объяснению экономического поведения индивидов, осно­ванный на учете их собственных интересов, по мнению Смита, приведет к общему благосостоянию общества.

«Каждый отдельный человек, — писал он, — ...имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, ко­торая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные ин­тересы, он часто более действенным образом служит интересам об­щества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Подобная метафора о невидимой руке, по сути дела, представляет собой механизм рынка, который регулирует на нем цены и устанавливает равновесие между спросом и предложе­нием. Представление о таком равновесии господствовало в эконо­мической теории вплоть до Великой депрессии 30-х гг. прошлого века. Но еще раньше К. Маркс подверг критике классическую по­литическую экономию, создав теорию прибавочной стоимости и раскрыв механизм капиталистической эксплуатации.

Некоторые экономисты считают, что капиталисты извлекли уроки из Великой депрессии и современный капитализм не похож на тот грабительский капитализм, который существовал при жизни Маркса. В конце прошлого века с критикой классической теории выступили сторонники маржинализма (от marginal —предельный), которые доказывали, что ценность товара определяется не общест­венно-необходимым трудом на его производство, а его предельной полезностью. Синтез принципов классической теории и маржина­лизма привел к созданию неоклассической теории, которая стала до­минирующей в дальнейших экономических исследованиях. В ее ос­нове лежит принцип индивидуализма, согласно которому именно индивидам отводится решающая роль в экономике, а социальные институты играют вторичную роль. Другим принципом является рациональный выбор, который предполагает, что при всех условиях индивид поступает рационально, т.е. стремится достичь максималь­ной выгоды в своей хозяйственной деятельности. В настоящее вре­мя неоклассическая теория подвергается критике со стороны других направлений экономических исследований, в том числе и тех, ко­торые подчеркивают значительное влияние в этом процессе соци­альных институтов.

Социология как самостоятельная наука об обществе и его соци­альных институтах возникла в XIX веке. Основателем ее был Огюст Конт, который ввел само название новой науки и отделил ее проблематику от общих проблем философии. Прежние учения о обще­стве сводились к построению утопических проектов о создании идеального государства (Платон), разнообразных форм справедли­вых и процветающих стран (город Солнца у Т. Кампанеллы, Новая Атлантида Ф. Бэкона). Позднее социалистами-утопистами пред­принимаются попытки реализации социальной справедливости в капиталистическом обществе (Ш. Фурье, Р. Оуэн).

Конт призывал отказаться от сочинения таких утопий и занять­ся конкретным изучением существующих обществ, используя для этого методы наблюдения и систематического описания, хорошо оправдавшие себя в естествознании.

Хотя эмпирические методы изучения социальных явлений час­тично использовались и раньше, но результаты, полученные с их помощью, по признанию А. Сен-Симона, имели «гадательный ха­рактер». В XIX веке происходит значительный рост эмпирических исследований социальных процессов, как по объему, так и разно­образию сфер приложения. Инициаторами их выступали как част­ные благотворительные фонды, так и правительственные заказы. Однако конкретные исследования осуществлялись в отрыве от теории, которая продолжала изучать общие процессы эволюции общества и выдвигать идеи о таких факторах социального развития, как гео­графическая среда, климат, население и другие.

Соединение эмпирических методов исследования с теоретиче­ским их обоснованием впервые произошло в чикагской школе в начале XX века. Впоследствии в рамках теоретической социологии сформировалось несколько направлений со своими особыми кон­цепциями и парадигмами исследования (психологическая, струк­турно-функциональная, конфликтная и другие).

Что касается гуманитарных наук, то исходные их идеи и методы некоторых из них возникли еще в античности (психология, педаго­гика, риторика, правоведение и другие). В дальнейшем на развитие гуманитарных исследований значительное влияние оказали естест­венные, технические и социально-экономические науки.

В настоящее время современная наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему знаний, которая подробно изу­чается в рамках науковедения. Обычно в рамках этой системы вы­деляют четыре блока: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Особый интерес для нас представ­ляют процессы растущей дифференциации знаний, проблемы клас­сификации наук и анализа их структуры.

Философия науки также исследует проблемы строения и струк­туры научного знания, способы его получения и взаимодействия эмпирических и теоретических методов в процессе его развития. К их обсуждению мы и обратимся в эпистемологии науки.

 

 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...