Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Мировоззренческая роль классического естествознания новоевропейской культуре. И. Ньютон

Основные положения Ньютоновской механистической картины мира.

 

Существенный недостаток декартовской философии природы состоит в ориентации на чисто умозрительный характер ее принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования. Тем не менее философия Декарта получила широкое распространение во второй половине XVII века, а его идеи об универсальной механике оказывали свое влияние на ученых вплоть до появления «Матема­тических начал натуральной философии» И. Ньютона, заложивших основы классической механики.

Исаак Ньютон (1643—1727) не только привел в систему и за­вершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной систе­мы, но и положил начало классическому периоду развития естест­вознания. Программа механистического объяснения природы, вы­двинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении двух столетий.

В отличие от Декарта, который при объяснении природы опи­рался на умозрительные принципы и дедуктивные методы рассужде­ний, Ньютон, как и Галилей, прочно опирался и широко использо­вал экспериментальные способы исследования. Однако в противопо­ложность Ф. Бэкону, преувеличивавшему роль индукции, он высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.

«Как в математике, так и в натуральной философии1, — указы­вал Ньютон, — исследование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состоит в производстве опытов и наблюдений и недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта и дру­гих достоверных истин. Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов и наблюдений посредством индукции не является доказа­тельством общих заключений, однако это — лучший путь аргумен­тации, допускаемый природой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукция»2.

Хотя в приведенной цитате Ньютон заявляет о недопущении гипотез в натуральной философии, он имеет в виду гипотезы о так называемых скрытых качествах, проявления которых нельзя обна­ружить эмпирически. Такие гипотезы о невесомых жидкостях, не­определенных частицах, силах и т.п. были широко распространены в натурфилософии XVIIXVIII вв. Но основные принципы меха­ники самого Ньютона с современной точки зрения также можно рассматривать как гипотезы, которые, однако, в отличие от «скрытых качеств» надежно проверены и подтверждены многочисленны­ми экспериментами и наблюдениями.

В отличие от прежних теорий система механики Ньютона стро­ится на таких фундаментальных понятиях, как понятия массы, си­лы, пространства и времени. У Декарта такими понятиями являют­ся протяжение, фигура и движение и поэтому сама его механика при отсутствии силы лишается динамического характера. Именно поэтому Ньютон придает силе решающее значение при объяснении явлений природы. По его мнению, такой силой является тяготение, которой наделены все тела. «Я изъяснил, — пишет он, — небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения»1. Силой тяготения Нью­тон объясняет и отклонение движения тела от прямолинейной тра­ектории. Искривление этой траектории происходит в результате притяжения одного тела другим. Декарт же для такого объяснения вводит вихри. Самым уязвимым местом в теории Ньютона были понятия абсолютного пространства и времени и связанный с ними принцип дальнодействия силы на расстоянии, которые были под­вергнуты критике в теории относительности А. Эйнштейна. Но по­явление этой теории, как и квантовой механики, характеризует уже возникновение нового этапа развития естествознания.

Переход к неклассическому этапу развития естествознания со­провождался усилением ее связей с производством, возникновени­ем прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и про­фессионализации научной деятельности.

 

 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...