Искусство обычно
рассматривают как форму общественного
сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных
образах. Именно этим искусство отличается от науки,
которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное
отображение исследуемой реальности,
то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и
символических структурах, не может не
выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки
изображаемого. Даже портрет, который рисует художник, казалось бы, должен ограничиться только точным
воспроизведением черт изображенного
лица, но на самом деле в нем также можно обнаружить субъективное отношение и
оценку художника. В противном случае
портрет был бы простой фотографией.
Совсем иначе
обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных
учеными, мы не можем ничего заключить об их
отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений.
Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному
познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и
взаимодействия искусства с наукой, как и с другими формами общественного
сознания (философией, моралью, идеологией, религией). Такая связь
коренится в самом характере человеческой
деятельности, которая носит целесообразный
характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира. Общей целью всех форм и
видов человеческой деятельности
является отображение и освоение реального мира, но каждая из них выделяет свой аспект рассмотрения и способы его исследования. Однако в процессе своего
дальнейшего развития все они
непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Это взаимодействие науки и искусства
осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса.
Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней
Греции, где античные математики внесли много
ценного в изучение гармонии и
перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между
гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили
наиболее изящные и экономные формы в
архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства
значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да
Винчи высказал даже мысль, что
живопись ближе науке, чем поэзия,
поскольку пользуется системой линейной перспективы. С дальнейшим развитием
науки, появлением новых научных дисциплин
связь и взаимодействие науки и искусства усиливается.
В процессе этого
взаимодействия искусство начинает обращаться прежде
всего к тем отраслям науки, которые ставят своей целью исследование закономерностей объективного и субъективного
мира. По прежнему сохраняются и даже расширяются тесные связи искусства с математикой, особенно в прикладной области: появляется
специальная математическая эстетика. В наши дни эстетические отношения и закономерности искусства изучаются также в теории
информации и семиотике, что способствовало
появлению информационной и семиотической
теорий эстетики. В информационной эстетике искусство анализируется как определенная информационная система, а
в семиотике как специфическая знаковая система, основанная на
художественных символических образах. Однако в этих
междисциплинарных теориях наука
используется в первую очередь для анализа искусства в точных,
но абстрактных понятиях и методах.
Значительно
больший практический интерес представляют те отрасли
научного познания, которые анализируют процессы художественного творчества и восприятия. К ним относятся
прежде всего психология и социология
искусства. В психологии искусства
изучаются свойства и состояния личности, связанные с
созданием и восприятием произведений искусства. В ее рамках исследуются такие пограничные с искусством проблемы, как деятельность
сознания, воли, эмоций и интуиции в процессе создания и
восприятия художественных произведений.
Наибольшим влиянием пользуются здесь работы
представителей психоаналитической школы, в которых рассматривается влияние бессознательного на сознание и
творческую деятельность художника. Если 3.
Фрейд рекомендовал подчинить подсознательное и управлять
им в интересах сознания субъекта, то К. Юнг,
напротив, признавал роль подсознания и использования невротических состояний в творческом акте художника.
Сознательное, по его мнению, должно
быть дополнено подсознанием для активизации творческого процесса. Эти идеи Юнга нашли применение в последующих психологических эстетических теориях, а
также при анализе творчества таких
неординарных деятелей искусства, как М.
Пруст, Джойс, С. Дали и др. Значительное количество работ посвящено психологии
восприятия произведений искусства.
Социология искусства исследует разные
формы взаимодействия искусства с обществом
и его функционирования в различных социальных условиях. В рамках теоретического
направления анализируют социальную
детерминацию искусства, взаимоотношение искусства
и власти, а также основные тенденции развития художественного творчества. В прикладной области рассматриваются
проблемы восприятия искусства различными
социальными группами, меры по их приобщению к
искусству, популяризация его достижений и т.д. Взаимодействие
искусства с обществом происходит главным образом
через социальные его институты, которые осуществляют руководство художественной
культурой, занимаются ее пропагандой, распространением произведений искусства и
т.д. В процессе такого взаимодействия
выявляются формы искусства, адаптированные и неадаптированные
к потребностям общества, которые во многом зависят
от типов общества, конкретных условий его жизни, господствующих в нем социальных и художественных норм и т.п.
Наряду
с такого рода социально-гуманитарными науками, как психология
и социология, в рамках самого искусства появляется ряд специальных дисциплин, изучающих отдельные виды искусства: музыковедение, литературоведение,
театроведение, киноведение и т.д. Они
отличаются от общего искусствознания тем, что изучают особые закономерности, присущие отдельным видам
искусства.
|