После упадка
античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и
науке. Господствующей идеологией в Средние века стала религия, которая
подчинила себе науку и философию. Утраченное
философское наследие античности вплоть до второй половины XII в. оставалось
неизвестным для европейцев и после
знакомства с ним было использовано для обоснования религии. Сначала крупнейший
церковный авторитет Августин обратился для этого к некоторым идеям неоплатоников, а в
дальнейшем для обоснования учения
христианства привлекли фальсифицированное учение
Аристотеля. В процессе обоснования
религиозных догм средневековые философы встретились с проблемой
отношения единичного к общему и
реальностью общих понятий.
Основная
борьба вокруг нее возникла между реалистами и номиналистами.
Основатель номинализма И. Росцелин (ок.
1050—1112) утверждал, что
существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а
общие понятия — это всего лишь nomina, т.е. имена для обозначения сходных вещей. В отличие от
него реалисты заявляли, что универсалии, или общие понятия, не
только существуют объективно, но и
предшествуют единичным вещам. Крайне рационалистические
взгляды защищали известный богослов и философ Ансельм Кентерберийский
и не менее известный католический теолог Фома Аквинский.
Номиналисты
своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного
познания, анализу эмпирической его стадии и
изучению природы. В XIV веке эти идеи развивал выдающийся
философ и логик Уильям
Оккам (1285-1349), который был поборником теории двойственной истины и
наиболее крупным представителем номинализма
в средневековой философии. Благодаря его усилиям
было достигнуто окончательное отделение
веры от знания. Как мышление и знание не могут доказать существование и
познание Бога, так и религиозная вера, по его мнению, не может вмешиваться в процессы
получения научного знания. Практическим выводом из этого стало требование освобождения науки от влияния церкви.
Изучение природы
должно проводиться с помощью опытных методов,
опирающихся на восприятия и абстрактное мышление. Но это мышление, указывает Оккам, должно быть освобождено от схоластики
и разного рода «скрытых качеств», «форм», метафизических причин и сущностей. Такого рода сущности и скрытые качества для объяснения явлений выдвигали схоласты и
натурфилософы. Именно против них
резко выступил Оккам, выдвинувший свой, ставший впоследствии знаменитым, принцип: «не умножать сущностей без необходимости», который получил название
«бритвы Оккама». Являясь
виднейшим представителем средневекового номинализма, У. Оккам решительно защищал взгляд, что в действительности существуют только единичные вещи. Универсалии
же или общие понятия представляют
собой термины, знаки и слова, которые обозначают сходные в определенном
отношении отдельные вещи.
Из всех наук в
Средние века в Западной Европе относительное развитие получила логика, которая
преподавалась в монастырских школах и
университетах. Наряду с риторикой она входила в качестве обязательного минимума преподавания даже в
монастырских школах. Более основательно она
изучалась в появившихся в XII веке университетах. Тон этому задавал Парижский
университет, который называли новыми Афинами.
Средневековая логика
опиралась на силлогистику Аристотеля, которую
схоласты усовершенствовали, добавив к трем фигурам силлогизма мало используемую в рассуждениях четвертую
фигуру и тщательно изучили все модусы
различных фигур. Однако в XIII веке
предпринимаются уже первые попытки творческого использования логических идей
как Аристотеля, так и последующих античных логиков.
Одним из
известных логиков того времени был Петр
Испанский (1210—1277),
автор распространенного труда Summulae Logicaes (Суммулы), в котором
излагает учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах
мысли. По этой книге логика в Западной Европе преподавалась в течение трех
веков. Петр Испанский сумел предвосхитить некоторые операции современной
математической логики высказываний. В его трактате излагается, например, операция дизъюнкции высказываний, ему были
известны также формулы, связывающие
дизъюнкцию высказываний с конъюнкцией, которые
называются теперь законами А. де Моргана.
Другой видный логик Раймонд Луллий (1235—1315)
известен как создатель первой логической
машины. Он рассматривал логику как великое искусство (arts magna), помогающее
постигать истину с помощью разума. С этой целью он построил логическую машину,
которая состояла из семи концентрических кругов,
разделенных на отдельные секторы с записанными на них словами (понятиями) и соответствующими
логическими отношениями. Вращая эти круги, можно
было получать различные комбинации выводов и таким способом свести получение простейших дедуктивных
заключений к чисто механическому процессу. Эта идея вдохновила молодого Г.В.
Лейбница создать «алфавит
мыслей», который послужил толчком к замене рассуждений вычислениями и в
дальнейшем способствовал возникновению математической логики, а в наше время
исследованиям по созданию
искусственного интеллекта.
|