Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух
противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных
дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего
в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития
науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом
и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной
науки.
Процесс дифференциации,
отпочкования наук, превращения отдельных "зачатков" научных знаний в
самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление"
последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот
период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных
"ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания,
духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает
расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику
и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них -
на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая
(ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего
возникновения.
В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться.
Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними
потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось
возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук.
Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли
огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях,
организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов,
что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость
изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию
биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным
путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и
такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например,
биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной
научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной
земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом
(атомном) выявлении. "Область ведения" биогеохимии определяется как
геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри
организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является
закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно
ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как
позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение
производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря
связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального
кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе
развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно
стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта
специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей
науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно
уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает
отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня
ремесленника" [1].
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения,
взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их
методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно
для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные
области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие
интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская
(ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию "смыкания наук",
ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы
целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной
мысли XX в. он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих
пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо,
течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса
совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о
человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой -
их объект совершенно меняется" [2]. Интеграция наук убедительно и все с
большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что
объективно существует такое единство.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс,
в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит
взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений
научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
В современной науке получает все
большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и
глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например,
сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых
самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической
проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных
наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
|