Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Галиллеевско-Ньютоновский образ науки

   

     Принято выделять 3 этапа в развитии философии науке:

  1. Классический (от 17 в. до первой половины 19 в.)
  2. Неклассический (до середины 20 в.) – позитивизм и неопозитивизм.
  3. Постнеклассический или постпозитивиский.

Различия между этими этапами:

- по способу существования концепции науки:

1. В первом периоде философия науки не выделилась из философии гносеологии.

2. Философия науки обрела самостоятельное существование, но сводилась к методологии.

3. Философия науки в полном смысле этого слова.

В этих концепциях различно решаются вопросы о субъекте познания, об идеале научности, о соотношении старого и нового познания, об автономии наук в зависимости от других соц. – культурных наук. Менялась наука и представления о ней.

        Содержание первого периода:

Основной онтологический тезис: реальность сама о себе глаголит (разработать правдивый метод познания природы). Галилей: «Книга природы написана языком математики». Невозможна многозначность значений.

Основной принцип этого периода философии науки является рационализм, который применителен к проблемам познания, переходя в тезис о могуществе человеческого разума.

Ф.Бэкон: «Обыденная жизнь заражает разум человека предрассудками». Это значит освобождение от предрассудков.

Идолы (типы):

- свойственны все (идолы рода),

- идолы пещеры (диктуемые нашими предпочтениями),

- идолы площади (проистекает от ошибок в речевом общении),

- идолы театра (за реальность принимает философские представления,  нас обманывают).

Создавалось впечатление у ученых того времени, что развитие науки коммулятивно (новое значение + содержание старого). В философии в современном мире вводится представление о завершенном идеале познания. Совершенное знание – в нем нет ничего, что нельзя предсказать и ничего, что нельзя объяснить. Наилучшими условиями для развития разума – это изоляция от внешнего влияния. Для познания нужен правильный метод. Р.Декарт: «Методология не должна зависеть от объекта познания».

  1. Познание нужно начинать с того, в истинности чего мы уверенны.
  2. Познание продвигается от простых вещей к сложным.
  3. Сложное нужно поделить на части и решать их последовательно.
  4. Знать логику и не нарушать ее законов. Это даст гарантию от ошибок.
  5. Время от времени проделывать полные обзоры фактов того, что есть в действительности, чтобы избегать пробелов.

Среди наук есть идеалы научности. Декарт к нему относил математику, она  строга и доказательна. Методологические редукционизмы – сведение многообразия научного познания, к ограниченному набору приемов, к единому идеалу.

Спиноза Бенедикт: написал работу «Этика», по принципу математики.

Фундаментализм – попытка построить весь объем научных знаний на основе незыблемых мыслей. По восприятию фундаментализма мнения разделились.

Концепции: 1. Эмпиризм (Бекон)

                     2. Рационализм + логицизм (Декарт)

Мысли Бэкона: по склонности наука является знанием о реальности, то получение знания о реальности через эксперимент. Следует, основной метод – индукция (обобщение знаний). Прежде чем обобщить знания нужно тщательно выявить все исключения.

        Декарт, напротив, обратил внимание на другие характеристики знания, а именно научные знания обладают свойствами всеобщности и необходимости. Это свойство, которое мы не можем получить из опыта, т.к. он всегда случаен и не полон. (Пр. закон Архимеда). В самом разуме есть некие врожденные истины. Источником научного знания является разум. К двум  равным величинам + две равные величины = две равные величины. Декарт считал основным методом – дедукцию (от общих идей к частным случаям).

Вывод: в первом периоде знание понимается как отражение реальности. 

7. Основные этапы развития философии науки: классический, неклассический, постнеклассический

В философии принято выделять следующие этапы:

  1. классический, от 17 в до первой трети 19 в,
  2. неклассический, до середины 20 в (позитивизм и неопозитивизм),
  3. Постнеклассический (другое название постпозитивизм).

Различие между этапами:

По способу существования концепции науки:

В первом периоде философия науки (ФН) не отделилась от философской гносеологии, она была частью философии.

Во втором периоде – ФН обрела самостоятельное существование, но сводилась в основном к методологии.

Третий период– ФН в полном смысле этого слово.

В этих концепциях решался вопрос о субъекте познания, об идеале научности, о соотношении старого и нового, об автономии науки от других социо-культурных явления.

        Каждый этап вырастал из проблем предыдущего (образ книги).

Классический период (Галлилеевско–ньютоновский образ науки) – от 17 в до первой трети 19 в.

Основные представители: Галилей, Френсис Бекон, Рене Декарт.

Основной антологический тезис – реальность сама о себе говорит. Задача: научиться слышать голос природы, разобрать правильные методы её познания.

Основной принцип: рационализм, который применительно к проблемам познания переходит в тезис о могуществе человеческого разума.

Бэкон – 4 вида предрассудков: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.

Декарт – методология не должна зависеть от объекта.

Характерная черта: фундаментализм – попытка построить весь объем научного знания на основе незыблемых истин, которые и придадут всему знанию истинность. Фундамент науки – (1) эмпиризм, (2) рационализм + логицизм.

Наука представлялась как кумулятивный процесс.

Знание понимается как отражение реальности.

 

 
« Пред.   След. »





загрузка...

Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

загрузка...