Критерии
научности следующие:
1) Объективность, или принцип
объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых
«самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не
познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов
индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой,
она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже
должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений,
т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
2) Рациональность, рационалистическая
обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи,
обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на
«мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а
приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь
действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания
гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни
одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело
обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418);
судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения —
критичность и рациональные принципы познания.
3) Эссенциалистская направленность,
т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта
(отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой
цели).
4) Особая организация, особая
системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а
упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и
развернутого теоретического понятия.
5) Проверяемость; здесь и обращение к
научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная
истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете
оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость
через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле
«интерсубъективности»).
Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности
того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то
положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной.
Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует
общезначимости и обеспечивает ее.
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания
философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии
(эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить
фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику
|