Метафизика, в буквальном смысле -“то, что
после физики”; так были названы Андроником
Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие
собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии
название М. стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о
высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии
души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались
догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под М.
ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие
вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности.
Позитивная философия Канта признает самую постановку метафиз. вопросов.
выходящих за пределы возможного знания.
Метафизика, 1) философская "наука" о
сверхчувствительных принципах бытия. Термин "М." имеет искусственное
происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.),
стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней
содержательной связью, озаглавил "Metà a tà physiká" ("после
физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель
называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то
"наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной
западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется как
синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий
из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных
смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как основная философская
"наука" о началах всего сущего, М. на определённом этапе, на базе
механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический
метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к М. как
философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук
- механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве
метода мышления, противоположного диалектике, М. впервые была истолкована в
идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали
научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме
понятие "М." приобрело указанный смысл и в терминологическом
отношении.
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) -
искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о
наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник
которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,
начиная с Гегеля,
противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает
вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии
в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об
относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся
материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д.
немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.;
марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В
философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение
единство материализма и Д.
Диaлеkтиka
и ее альтернативы
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания и основанный
на этом учении
метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики -
всеобщая связь, становление
и развитие, к-рые осмысливаются с помощью
всей исторически сложившейся
системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости
целостности к простой
сумме частей заключается в связи,
объединяющей предметы в сложные комплексы,
во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ.
и психич. явления и процессы
детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются
закономерно, в рез-те действия
опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих
связях, о наиболее
общих законах развития бытия и
мышления. Материалистическая диалектика
выражается в системе филос. категорий и законов.
Главные
законы: 1)
превращение или переход количества в качество, 2) взаимное проникновение
полярных противоположностей и превращение их друг
в друга, когда
они доведены до
крайности (единство и
борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или
отрицание отрицания - спиральная форма
развития. Для Д. характерно формирование
парных кате-горий, отражающих "полярные" стороны целостных
явлений, процессов.
Категории.
Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространствен-ным, временным и другим св-вам
от иных, в том числе подобных ему, пред-метов,
явлений, процессов.
Общее
- объективно существующее сх-во характе-ристик единичных предметов, их
одно-типность в нек-рых отношениях, принад-лежность к одной и той же группе
явле-ний или единой системе связей.
Сущность
- внутренняя,
глубин-ная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета,
явления, процесса, определ.
его приро-ду, совокупность черт и
др. хар-ки.
Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые
хар-ки того или
иного предмета.
Содержание -совокупность различных элементов
и их
взаимодействий,
опре-деляющих основной тип,
характер того или иного предмета, явления,
процесса.
Форма-
принцип упорядоченности,
способ существования того
или иного содержания. Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в
системе его связей
и отношений с
другими предметами.
Кол-во - хар-ка явлений, предметов,
процессов по степе-ни развития или интенсивности прису-щих им св-в, выражаемая
в величинах и числах.
Мера
- диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал
кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняет-ся качественная
определенность предме-та.
Скачок - переход количественных измерений
в качественные или
переход из одного качественного состояния
в другое (в
рез-те превышения меры).
Категории системного исследования:
система -
упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее
структурой и организацией;
эл-т - неразложимый
далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;
структура -
относи-тельно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного
сложного целого.
|