Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий,
теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным
аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение
будущего. Основные методы:
1. Формализация - отображение содержательного знания в
знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах
переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с
построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).
Главное в процессе формализации - над формулами можно производить операции. Тем
самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и
символами.
2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при
котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы
(постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них
чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод -
лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет
ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития
аксиоматизированной содержательной теории.
3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием
абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности
("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект
выступает как отражение реальных предметов и процессов.
4. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем
воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По характеру
моделей выделяют материальное и идеальное моделирование, выраженное в
соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными
объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам -
физики, механики и т.п. При материальном моделировании конкретного объекта его
изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую
природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и
т.п.).
При идеальном моделировании модели
выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений
естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое
распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.
6. Системный подход - рассмотрение объектов как систем. Ему характрны:
исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера
иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного
описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся
целостности.
7. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе
выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений
и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга. Структура
понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как
"назначение" каждого из элементов данной системы (функции какого-либо
биологического органа, функции государства,).
Основные требования
структурно-функционального метода: изучение строения, структуры системного
объекта; исследование его элементов и их функциональных характеристик; анализ
изменения этих элементов и их функций; рассмотрение развития (истории)
системного объекта в целом; представление объекта как гармонически
функционирующей системы, все элементы которой "работают" на
поддержание этой гармонии.
|