Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ
"культуры". Наука возникла, отвечая на определенную потребность
человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и
существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер
общественной жизни. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно
устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее
первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на
принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие
культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и
возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности,
включение его в познавательный процесс.
Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным
достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет
за собой ее этическую и ценностную наполненность. Культ науки в наше время
привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой
цивилизации. Сциентизм представил
науку культурно-мировоззренческим образцом. Он предписывал ориентироваться на
методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на
все виды человеческого освоения мира. Одновременно со сциентизмом возник антисциентизм, провозглашавший прямо
противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям
науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии
науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
К сторонникам сциентизма
относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные
возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые
проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и
сциентисты приветствуют новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят сугубо
отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические
настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении
экономических и социально-политических проблем.
- Сциентисты приветствуют достижения
науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций.
-
Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.
Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке.
- Сциентисты, отыскивая аргументы в
свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое. Они совершенно справедливо
подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит
общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень
выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что,
несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и
стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения.
- Сциентисты намеренно закрывают
глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей
технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации,
сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества,
привлекая тем самым большее число своих сторонников.
Дилемма сциентизм - антисциентизм
предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает
противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический
прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только
отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими
достижениями в сфере духовности.
|