Решение вопроса о соотношении философии и
частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация
одной из
этих сторон (метафизический подход); б)
взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).
Характеризуя первый тип, следует выделить
две главные его формы: спекулятивная (от лат. — наблюдаю, созерцаю), умозрение и позитивизм
(от лат. — положительный).
Спекулятивное умозрение строило
свою «абсолютную модель» мира, не опираясь в должной мере на
частнонаучное знание (которое не всегда было достаточно развитым). Это—
тип концептуального знания, которое выводится без обращения к
опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т. е. направляя
мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого
знания как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения — натурфилософия (философия природы) и философия истории.
Натурфилософия — преимущественно
умозрительное истолкование природы,
рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и
натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в истории философии. В античности фактически сливалась с
зачатками естественнонаучных знаний и обычно именовалась физикой.
Натурфилософия была важнейшей составной
частью философских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разрабатывалась представителями немецкой классической философии (особенно Шеллингом и
Гегелем).
Несмотря на свой умозрительный характер,
натурфилософия смогла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей:
атомистика античности (Левкипп,
Демокрит и др.), идеи развития и
«полярности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель),
единства материи, движения, пространства и времени (Гегель), иерархии форм движения материи
(Гегель) и ряд других.
Философия истории — раздел философии, связанный с преимущественно умозрительной интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Цель, содержание и
проблематика философии истории
существенно изменялись в ходе исторического развития: от умозрительных
представлений (вплоть до середины XIX в.) к синтезу философского и исторического знания; от
простого описания исторических
фактов и событий к раскрытию их внутреннего смысла, прояснению «общего плана» (закономерностей)
истории, выявлению ведущих тенденций
и направлений мировой истории.
Уже в античной философии содержались определенные
представления б прошлом и будущем человечества, однако они еще не
складывались в законченную
систему взглядов. Начиная с XVI—XVII вв. философия истории становится
одним из главных разделов философских
систем. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины исторически
связано с именами Вольтера, Вико, Гердера, Сен-Симона и особенно Гегеля.
Несмотря на умозрительность, схематизм,
идеализм и метафизичность (наиболее ярко проявившиеся у
Гегеля), представители философии истории смогли сформулировать целый
ряд рациональных, позитивных идей, не потерявших своего
значения по сей день. Среди них — идеи о закономерном ходе
истории
как процессе, о прогрессе в истории и его
критериях, о единстве исторического процесса и многообразии его форм, о взаимосвязи свободы и
необходимости и др. Были сформулированы
«зачатки» материалистического понимания истории и показана необходимость
исторического, диалектического подхода к ее исследованию.
Позитивизм (от лат. positivus — положительный) —
философское направление, основанное на
принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть
получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и
синтетического объединения этих результатов. Философия же, как особая наука,
претендующая на самостоятельное
исследование действительности, не имеет права на существование. «Наука —
сама себе философия» — вот кредо позитивизма.
Основоположник позитивизма,
французский ученый О. Конт (1798—1857), уже в 30-х гг.
XIX в. провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней
философии. Это, по его мнению, не исключает синтеза частнонаучного знания, за
которым можно сохранить старое
название «философия». Последняя сводится, таким образом, к общим выводам из естественных и социально-гуманитарных наук.
Эти идеи Конта были развиты далее на
последующих этапах эволюции позитивизма — в махизме (эмпириокритицизме) и в неопозитивизме (логическом позитивизме). Так, видный
представитель последнего Л. Витгенштейн (1889—1951)
считал, что философия не является одной из
наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии
— логическое прояснение мыслей. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми.
Если философия Витгенштейном и признается
возможной, то только лишь как «критика языка». Ее основная задача — борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с
языком, которое, по его мнению,
является источником всякого рода псевдопроблем (среди которых и проблема объективной реальности).
Таким образом, по мнению неопозитивистов,
предметом философии должен быть язык (прежде всего язык
науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу
этого знания и возможностей его выражения в языке. «Метафизика» (философия) рассматривается
не просто как ложное учение, а как лишенное смысла с точки зрения логических
норм языка. Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали,
что единственно возможным знанием является только специально-научное знание.
Традиционные
философские вопросы объявлялись неопозитивизмом бессмысленной
«метафизикой» на том основании, что они формулируются с помощью терминов,
которые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются
проверке.
Вместе с тем позитивизм оказал значительное
влияние на методологию естественных и гуманитарных наук. Среди
его достижений: критика чисто умозрительного
философствования; выявление роли знаково-символических средств научного мышления,
соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки; анализ
природы и
функций математизации и формализации знания; стремление подключить
философию к изучению знания, убрав из нее «общие слова», неясные
рассуждения, усложненный язык, полумистические
понятия («абсолютный дух», «чистый разум» и т. п.).
Крупные представители естественных и
гуманитарных наук, хотя и отвергали в своем большинстве позитивизм,
но и указывали на его рациональные, продуктивные аспекты. Так, один
из создателей квантовой механики В. Гейзенберг писал:
«Всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка». Но
тут же Гейзенберг подчеркнул, что
«нужно думать и о широких взаимосвязях», ибо будет «утерян компас, по которому мы можем ориентироваться»*. Вот это
«отсутствие думания о широких взаимосвязях» (это «думание» и дает
философия) — серьезная ограниченность позитивистских концепций. Из других односторонностей, слабостей
последних следует отметить такие как: сведение философии к частнонаучному
знанию, а последнего — к анализу языка науки; абсолютизация роли искусственного языка и формальной логики в познании; агенетизм, антиисторизм — исследование лишь
готового, «ставшего» знания и его формальной
структуры без обращения к возникновению (генезису) и развитию знания,
игнорирование социокультурного контекста последнего и др. Указанные недостатки
стремились преодолеть представители постпозитивизма, возникшего в 60-е
гг. XX в., — Поппер, Кун, Лака-тос,
Фейерабенд
и др.
|