Познание, душевная деятельность, результатом
которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их
сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда
психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий
(идей) и суждений (см. Индукция, Дедукция, Анализ, Синтез). Основные вопросы
теории П. (гносеологии) заключается
в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и
действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие
направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П.
абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и
присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество
мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы П.
в свойствах наших психич. способностях (Кант); 3) реализм (источником познания
служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт внутренний: спиритуализм;
4) мистицизм (источником П. является сверхчувственное общение с божеством); 5)
идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума, Беркли,
Юм, Фихте; имманентная философия); 6) материализм (истинное бытие признается
лишь в веществе); 7) позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8)
эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др.
Материализм XVII-XVIII вв. в силу
своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой - человека,
пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, что
диалектико-материалистическая философия, напротив, исходит из того, что
познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру.
Особое место в
социальном опосредовании познания занимает практика
как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При
этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой.
Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -
материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку
практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
Эта связь познания и
практики восходит еще к тем давним временам, когда познание, производство идей
было непосредственно вплетено в производство вещей, а знания, в том числе и
зачатки научных знаний, приобретались в процессе практики, накопления опыта
земледелия, выполнения ремесленных работ, ориентации на местности и т.д. Автономизация познавательного процесса,
относительная самостоятельность сферы познания - продукт истории, результат
расщепления человеческой деятельности на материальное и духовное производство.
Однако эта
самостоятельность лишь относительна, поскольку и в наше время практика
сохраняет роль и значение важнейшей детерминанты, определяющей весь ход
познания,, начиная с формирования
объекта
познания и кончая
установлением достоверности или, наоборот, ложности полученных нами знаний.
Общественная жизнь по
своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и
практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.
Это и семейно-бытовая
деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность
и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная,
трудовая деятельность, во-вторых, социально-преобразующая деятельность,
вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец,
научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и
т.д.
Связь познания и практики
взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она
формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот,
преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и
проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и
теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам
переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а
потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных
процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений
человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую
роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.
Естественно, далеко не
все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать,
апостериорно, на основе опыта. Часть знания, достаточно большую, мы получаем
априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по
отношению к данному индивиду, но не к человечеству.
Однако практика не только источник, но и
основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового
знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так,
повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни
определяется в первую голову практическими потребностями преодоления
экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими
потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными
болезнями и т.д.
В конечном счете, как
уже отмечено выше, "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на
потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии
закономерностей природы.
Следует подчеркнуть,
что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает
необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные
стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно
недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.
Вместе с тем и здесь
недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание
последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой,
преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в
отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что
она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что
особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей
индустриализации науки.
Наконец, практика
выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра
воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий
практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского
поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание
работать над решением практических задач.
К тому же нужно видеть и
учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь
технических наук с производственной практикой самая непосредственная,
фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в
том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет
все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы
общественной жизни.
Наряду с этим важно
видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное
влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную
функцию, формируя идеальные планы деятельности.
Не меньшее значение для
практики имеет проектно-конструкторская функция познания,
обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не
могли бы возникнуть.
Кроме того, познание воздействует
на практику через регулятивную и корригирующую функции, влияние которых проявляется в управлении практикой и в
коррекции, выправлении отдельных сторон практической деятельности.
Иными словами, не только
практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория
выполняет роль критерия правильности практики.
Наконец, познание,
теория воздействуют на практику через предсказательную,
прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической
деятельности.
Все это вместе взятое
свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об
их органическом единстве.
Анализ сущности
познавательного отношения человека к миру и выявление роли практики в познании
как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к
рассмотрению, так сказать, механизма процесса, соотношения в нем чувственного
отражения и рационального познания.
|