Натурфилософия — исторически первая, занимавшая до сер. XIX
в. монопольное положение в культуре
концепция, утверждавшая приоритет
философии по отношению к частным
наукам. Сущность этой концепции выражена в виде формул: «Философия —
наука «наук» или «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия
и познания частным наукам и стало
существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX
в. (Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг).
Позитивизм — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным
способом природу, общество и человека философия должна использовать для познания
этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов
Согласно классическому позитивизму (О.
Конт), наблюдение – универсальный метод познания (+ эксперимент), теория
подчинена опыту. Эмпириокритицизм
70-е гг.(Э. Мах, Р. Авенариус) – связь опыта и теории, в
основе знаний лежат ощущения, понятие науки д. б. ощутимо, проблема краткости
мышления. Неопозитивизм 20-е гг. 20в. (Шлик,
Карнап) – задача философии – анализ
языка науки, принцип верификации – выявление научных и ненаучных знаний. К. Поппер - чистого опыта в науке не
существует, проблема демаркации. Постпозитивизм – 2 пол. 20 в. (И. Лакатос) – в
любой теории есть жесткое ядро и периферия. Т. Кун – понятие парадигмы, научная
революция. П. Фейерабенд – против абсолютизации науки.
Антиинтеракционизм —философия и наука настолько различны
по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи
Диалектическая концепция соотношения философии и науки —философия и наука, представляют
собой качественно различные виды
знания, однако внутренне
взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них.
Остановимся на основных тезисах,
раскрывающих суть соотношения философии и науки:
- Специальные науки служат отдельным конкретным
потребностям общества. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира.
Философию же интересует мир в целом. Справедливо определение философии как
науки "о первоначалах и первопричинах".
- Свои выводы наука формулирует в
теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное
отношение ученого к изучаемым явлениям. Философствующий разум должен определить свое
отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос
об отношении человека к миру.
- Ни один из узких специалистов в
процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как
возникла его дисциплина и как она возможна. Философия же в первую очередь
стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.
- Цель науки всегда была связана с
описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на
основе открываемых ею законов. Главные тенденции развития философии связаны с
осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной
цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания,
бытие и язык.
- Язык философии существенно отличается
как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка
поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка
обыденного. Она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно
широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.
-
В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская, немецкая,
греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики,
математики
|