Философия возникает в странах Древнего Востока почти три тысячи лет
назад — в X — VIII вв. до н. э., где несколько позднее оформляются первые
философские школы — санкхья в Индии (VII в. до н.э.) и натуралистическая школа Ян инь цзя в Китае (VIII — VI вв. до н. э.).
Формируются затем веданта, локаята, даосизм, конфуцианство и другие учения. В
восточной философии первенствующее значение имела нравственная и
общественно-политическая проблематика, включающая в себя «вечный моральный
порядок» Вселенной. Проблемы бытия мира и познания мира тесно переплетались с
проблемами устранения зла и страданий людей.
Философия же дает систему знания о
мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это
была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом
общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как
целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности
и т.п. Философия включает в себя учение об общих принципах
бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии
Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о
человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания
(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и,
наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет
собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть
часть содержания самой философии.
Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и
материю, а если ад, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух
материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое
либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо
цели? Действительно ли сущ. законы прир., или мы просто верим в нах благодаря
льшь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать
выс. оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо
движется к гебели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело
философии.”
|