|
Экономическая теория по праву считается "первой дамой" среди обще- ственных наук. Она, по словам известного западного исследователя Робер-
та Л. Хайлбронера, "превратилась в царицу социальных наук. Это единст-
венная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская
премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного
энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые,
как через нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука
наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства — царства производст-
ва и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную
территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от ан-
тропологии до государственного права"'.
|
|
|
3-е изд., испр. - М.:
Дело, 2002. —
416 с.
Учебник представляет собой полный курс
микроэкономической теории. Доступность учебного материала сочетается в нем с
раскрытием содержания практически всех основных разделов современной
микроэкономики. В каждой главе наряду с теоретической частью выделяются ключевые
понятия, вопросы для обсуждения, задачи, упражнения и тесты, рекомендуемая
литература. В конце приведен обширный словарь основных микроэкономических
терминов.
Учебник рассчитан на широкий круг читателей:
студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, предпринимателей,
менеджеров.
Формат: pdf
/ zip (2-е изд., 2001)
Размер:
3,28 Мб
Скачать Учебник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................................................................................................................................
7
РАЗДЕЛ I
ЭКОНОМИКА
КАК НАУКА
ГЛАВА 1. История и предмет
экономической теории..............................................
12
1.1.
Возникновение и
развитие экономики как
науки............................................. 13
1.2.
Предмет
экономической
теории........................................................................
25
1.3.
Производственные
возможности общества:
редкость, выбор, альтернативные издержки,
эффективность........................ 28
РАЗДЕЛ
II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
ГЛАВА 2. Рынок и условия
его формирования....................................................
41
2
1 Сущность рынка, условия его возникновения и
развития.............................. 42
2
2. Частная собственность как условие рыночного
обмена................................. 45
2.3. Права собственности как "правила игры"
в
хозяйственных
системах......................................................................................
48
ГЛАВА 3. Спрос и предложение.
Факторы спроса и предложения
..................... 56
3
1. Понятие
спроса....................................................................................................
56
3
2 Функция спроса и закон
спроса.............................................................................
58
3.3. Парадоксы закона
спроса.......................................................................................
61
3
4 Кривая спроса и цена
спроса................................................................................
63
3.5. Предложение и его
функция.................................................................................
65
3
6. Факторы изменения предложения. Цена
предложения................................ 67
ГЛАВА 4. Взаимодействие спроса и
предложения. Рыночное
равновесие......................................................................
79
4
1 Модель частичного рыночного равновесия.
Сущность рыночного
равновесия..........................................................
.79
4
2 Последствия установления неравновесных
цен................................................ 84
4.3.
Налоги и
рыночное
равновесие...........................................................................
87
4.4.
Общественная
выгода от конкурентного равновесия:
излишек потребителя и излишек
производителя............................................. 90
4.5. Установление и динамика равновесной цены.
Устойчивость
равновесия......................................................................................
93
ГЛАВА 5. Эластичность спроса и эластичность предложения..............................
111
5.1.
Понятие
эластичности...........................................................................................
111
5.2.
Эластичность
спроса по
цене.............................................................................
112
5 3
Перекрестная эластичность
спроса.............................................................
122
5.4.
Эластичность спроса по
доходу........................................................................
123
5 5.
Эластичность
предложения...............................................................................
124
РАЗДЕЛ
III
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ГЛАВА 6. Общая и предельная полезность. Равновесие
потребителя....................................................................................................
134
6.1. Понятие общей и предельной полезности блага.
Полезность и
цена...............................................................................................
135
6.2.
Потребительский
выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская
концепция) 140
6.3.
Моделирование
поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия
и бюджетное ограничение Оптимум
потребителя........................................................................................
143
РАЗДЕЛ
IV
ПРОИЗВОДСТВО И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
ГЛАВА 7. Основы производства:
технология и производственная функция..............................................
166
7 1
Понятие производства.
Производство и обмен................................................
167
7.2.
Технология и
производственная функция. Изокванта...................................
171
7.3.
Производство в
долгосрочном периоде: отдача от масштаба.................... 175
7.4.
Производство в
краткосрочном периоде:
закон убывающей предельной
производительности..................................... 176
7.5. Равновесие
производителя..................................................................................
185
ГЛАВА 8. Фирма в рыночной экономике:
причины возникновения, цели, правовые формы...............................
191
8.1.
Понятие и
целевая функция
фирмы.................................................................
192
8.2.
Экономическая
природа
фирмы.......................................................................
193
8.3.
Основные формы
предприятий
(фирм)...........................................................
197
ГЛАВА
9. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном
периодах. Равновесие фирмы....................................................................
217
9.1.
Долгосрочный и
краткосрочный периоды: определение понятий............ 218
9.2.
Концепция издержек в
экономической теории.............................................. 219
9.3.
Классификация
издержек фирмы. Издержки и доход фирмы..................... 224
9.4.
Краткосрочное и
долгосрочное равновесие фирмы..................................... 229
РАЗДЕЛ
V
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК: ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
ГЛАВА
10. Структура рынка: конкуренция и монополия...........................................
242
10.1.
Классификация
рыночных
структур.................................................................
243
10.2.
Рынок совершенной конкуренции: основные
признаки
и
преимущества. Оптимум
Парето....................................................................
245
10.3.
Несовершенства рынка
и необходимость государственного вмешательства в экономику 250
10.4.
Чистая монополия:
объем выпуска и
цена...................................................... 255
10.5.
Несовершенная
конкуренция и ее
формы....................................................... 261
10.6.
Показатели
монопольной
власти........................................................................
274
РАЗДЕЛ
VI
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА
11. Общая характеристика и особенности рынков
факторов производства................................................................................
286
11.1.
Производство как
сфера осуществления затрат..............................................
286
11.2.
Понятие и структура
факторов производства.................................................
290
11.3.
Равновесие фирмы на
рынках факторов производства................................ 292
ГЛАВА
12. Рынок труда и заработная плата................................................................
307
12.1.
Человек в
экономике..........................................................................................
308
12.2.
Труд как фактор
производства: спрос и предложение................................ 310
12.3.
Различия в
заработной плате и их
причины.................................................... 318
12.4.
Теоретические
подходы разных школ к анализу рынка труда..................... 319
12.5.
Несовершенная
конкуренция на рынке труда: влияние
профсоюзов и монопсонистов-нанимателей..................................................
320
ГЛАВА
13. Рынок капитала и процент............................................................................
334
13.1.
Понятие капитала
(инвестиционных ресурсов).........................................
335
13.2.
Формы капитала:
основной и оборотный. Амортизация............................. 337
13.3.
Доход на капитал
(процент) и его экономическая природа......................... 340
13.4.
Стоимость денег во времени. Сложный процент
и
дисконтирование................................................................................................
345
ГЛАВА 14. Рынок земли и земельная рента................................................................
358
14.1.
Земля как фактор
производства..........................................................................
358
14.2.
Экономическая
природа ренты и условия ее возникновения.................... 360
14.3.
Рента и цена
земли................................................................................................
366
ГЛАВА 15. Предпринимательство как фактор производства.
Прибыль предпринимателя.................................................................
371
15.1.
Сущность и функции
предпринимательства................................................
371
15.2
Экономическая характеристика
предпринимательства............................... 382
15.3.
Прибыль — вознаграждение услуг
предпринимателя................................... 384
Словарь микроэкономических категорий, понятий и
терминов................................
390
|