|
Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель - познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.
Для студентов, аспиратнтов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.
|
|
2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001. — 447 с.
|
Формат: pdf / zip
Размер: 3,31 Мб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/yw012rcac
Содержание
Предисловие..............................................................................................
3
Глава 1.
Философия: ее предмет и роль в обществе......................
6
Философия в первом
приближении ............................................. 6
Что такое
философия?......................................................................
8
Предфилософия.................................................................................
9
Основные этапы становления
философии .................................. 9
Суть вопроса. —
Предыстория. — Человек и его мировоззрение
Первые исторические формы
мировоззрения......................... 13
Мифология. — Религия. —
Исторические формы религиозных верований
Философия как форма
мировоззрения....................................... 21
Появление философии. —
Суть философского знания. — Предмет философии. — Структура
философского знания.
— Новые
области философского знания. — Метафизика
Об «основном вопросе
философии»......................................... 30
Материалисты и идеалисты.
— О вреде чрезмерной схематизации. — О пользе сомнения в философии
Основные функции
философии................................................... 35
Мировоззренческая. —
Гносеологическая. — Методологическая.
— Интегративная. — Культурологическая. — Аксиологическая. —
Этическая
Место и роль философии в
обществе ....................................... 40
Философия и
наука...........................................................................
41
Что есть наука? — Почему
философия не наука? — Философия
— «мать» всех наук. — Наука обогащает философию. — От «старых» к
новым философским тайнам. — Наука
как форма мировоззрения. — Этапы развития НТП.
— Философия и
наука в единстве и различии. — Общая
схема мировоззрения
Философия в современном
мире................................................ 52
Глава 2. Онтология
(Учение о бытии).............................................
56
§ 1. Философия о
сущем................................................................
58
Понятие онтологии. —
Категория «бытие». — Проблема бытия в истории философии. — Синтез
философского и научного знаний
§2. Понятие
бытия...........................................................................
65
Этимология понятия. —
Диалектика бытия и небытия.
— Бытие как точка отсчета.
— Разнообразие форм бытия
§ 3. Неживая
природа......................................................................
71
Происхождение и эволюция
Вселенной. — История Земли. — Появление и эволюция человека. —
«Вторая природа»
§4. Живая
природа...........................................................................
74
Происхождение жизни. — О
возможности жизни во Вселенной.
— Философский оптимизм в решении трудных задач. — Зависимость живого
от неживого. — Характерные особенности живого. — Область
распространения
живого
§5. Бытие
человека...........................................................................
79
Философия о душе. — Бытие
индивидуальности. — Бессознательное.
— Бытие индивидуального сознания. — Бытие
общественного сознания
§6. Проблема субстанции в
философии.................................... 86
Понятие субстанции. —
Разновидности монизма. — Субстанция
как предельное основание. — Материя. — Уровни
организации материи
§7. Движение и
развитие................................................................
92
Соотношение движения и
покоя. —Типы движения.— Развитие. — Формы движения
§8. Пространство и
время............................................ 96
Пространство и время в
истории философии. — Различные
подходы к пониманию пространства и времени. —Теория
относительности. — Многомерность пространства.
— Социальное пространство.
— Социальное время
§9.
Сознание....................................................................................
103
Природа сознания. —
Отождествление сознания и души.
— Развитие представлений о
сознании. — Иррациона
лизм. — Сознание как функция головного мозга. — Ма
териалистическая концепция сознания. —Труд как усло
вие появления сознания. — Язык и сознание. — Самосознание
§ 10. Многообразие и
единство мира...................................... 116
Фундаментальные основы
единства мира. — Аргументы науки
Глава 3. Гносеология
(Учение о познании).................................
122
§ 1. Проблема объекта
познания в философии.................... 123
Объяснение. — Описание. —
Понимание. — Рефлексия
§ 2. Субъект
познания..................................................................
130
Чувственное познание. —
Рациональное познание. — Личностное знание
§ 3. Способы постижения
реальности .......................... .'.......... 142
Обыденное познание. — Миф.
— Художественное познание. — Религия. — Философия
§ 4. Наука. Формы и методы
научного познания.................. 149
Основные формы
теоретического знания. — Методы теоретического познания
§5. Знание и его
формы................................................................
165
§ 6. Ценности и познание.
Возможно ли объективное
истинное
знание?...........................................................................
170
Глава 4. Философия
природы
(Взаимодействие природы
и общества).........................................
179
§ 1. Понятие
природы....................................................................
179
Широкий смысл. — Узкое
значение. — Специфический контекст
§ 2. Взаимодействие
природы и общества............................... 182
Предфилософский период.
—Античная философия. —
Средневековье и эпоха Возрождения. — Новое
время и становление капитализма. — Реалии
XX
в.
Экологический кризис
§ 3. Географическая
среда........................................................... 190
Параметры географической
среды. — Общественное развитие и географическая среда. —
Географические школы.
— Концепции «естественных законов». —
Географический детерминизм. — Социальный детерминизм. —
Геополитика. — Современные формы географического детерминизма
§ 4. Социальная
экология.............................................................
201
История экологических
катастроф. — Происхождение экологии. — Законы социальной экологии. —
Философский контекст экологической проблемы
§ 5.
Ноосфера................................................................................
207
Человечество как
геологическая сила. — Становление
новой реальности. — В.И.Вернадский о
ноосфере. —Человек
и ноосфера. — Экологический императив
Глава 5. Философская
антропология (Учение о человеке)...214
§ 1. Человек как
философская проблема............................... 214
Истоки интереса к человеку.
— Что есть человек? — О происхождении человека. — Что можно
утверждать достоверно? — Специфика философского понимания человека
§ 2. Место человека в
истории философии............................. 223
Человек в восточной
философии. — Западная традиция
§ 3. Становление и
"развитие философской
антропологии..................................................................................
231
Происхождение термина. —
Интеграция знаний о человеке.
— Единая наука о человеке. — Сущность философской
антропологии
§4. Биосоциальная природа
человека...................................... 237
Дуалистическая и
монистическая концепции человека. —
Биологизаторские концепции. —
Социологизаторские
концепции. — Сущность человека
§ 5. Смысл жизни и
предназначение человека....................... 245
Наедине с самим собой. —
Быть или не быть? — Этапы ухода из жизни. — Предназначение человека
Глава 6. Праксиология
....................................................................
251
Понятие деятельности. —
Атрибуты деятельности. — О роли деятельности в формировании и
развитии человека. — Труд. — И фа. — Творчество: труд и игра —
Регуляция деятельности человека
Глава 7. Социальная
философия (Учение об обществе)........
291
§ 1. Основные
парадигмы социологической
мысли.............................................................................................
292
О. Конт. — Марксизм. — Г.
Спенсер. — Э. Дюркгейм.
— М. Вебер. — П.А.
Сорокин. — Теория факторов
§ 2. Понятие общества.
Основные подсистемы
общества. Гипотезы
возникновения общества...................... 299
Попытка научного описания
происхождения общества. — Общественное производство. —
Экономическая подсистема. — Собственность. — Духовное про-
изводство. — Духовная
подсистема. — Отрасли духовного производства. Наука. — Информация и
коммуникация. — Воспитание и образование. — Структура общественного
сознания. — Общественная психология. — Идеология. — Состояния
общественного сознания. — Социальная подсистема. — Социальные
общности и группы. — Этнические общности. — Сословия и классы. —
Институты. — Территориальные группы. — Политическая подсистема
общества
§ 3. Проблема оснований
общественной жизни.
Понятие
цивилизации................................................ 324
Цивилизация.— Типы
цивилизаций
§ 4. Культура, ее строение
и социальные функции ... 335
Структура культуры. —
Культурные универсалии. — Внутреннее строение культуры. —
Культурная деятельность. — Культурная предметность. — Культурная
коммуникация. — Функции культуры
§ 5. Необходимость и
свобода
в историческом
процессе........................................ 354
Историческая
необходимость. — Субъект истории. —
Свобода
Глава 8. Аксиология
(Учение о ценностях)....................
365
§ 1. Понятие
ценности............................................. 365
Мир значимостей и мир
ценностей
§2. Ценности и
оценка.............................................. 372
Предмет оценки. — Субъект
оценивания. — Основание оценки
§3. Виды
ценностей.................................................. 379
Предметные ценности.
—Духовные ценности. — Личностные и групповые ценности. — Иерархия
ценностей
Глава 9. Философия и
глобальные проблемы
целостного мира
(Философия глобалистики)..................
391
§ 1. Глобализация —новая
тема философии............. 391
Появление глобальных
проблем. — Ускорение общественного развития. — Современныетенденции
мировых процессов.—Осознание глобальных тенденций.—Технооп-тимисты.
— Технопессимисты. — Римский клуб
§ 2. Роль философии в решении
глобальных
проблем...................................................................
402
Взаимосвязь науки и философии.
— Особенности философского подхода
§ 3. Сущность глобальных
проблем.
Происхождение
понятия.......................................... 406
Проблемы различных уровней. —
Критерии глобальности
§4. Принципы
классификации.................................... 410
§ 5. Основные мировые
проблемы........................... 412
Демографическая проблема. —
Проблема образования. — Здравоохранение. — Продовольственная проблема. —
Неравномерность экономического развития. — Энергетические и сырьевые
ресурсы. — Проблема войны и мира
§ 6. Общечеловеческие
ориентиры.......................... 423
Кглобальному сознанию. —
Консолидация международных сил. — Частные и общие интересы
§7. К обновленному
гуманизму................................ 429
Истоки кризиса. — К новой
системе ценностей. — Общечеловеческие ценности. —Личность и общество
Заключение...................................................................
436
Словарь философских
терминов.................................... 438
|